Российский новый университет (РосНОУ) принят в Ассоциацию технических университетов России и Китая. Пока — в качестве вуза-наблюдателя. Но это лишь первый этап, считает начальник Управления международных образовательных программ и академической мобильности РосНОУ Наталья Печерица, которая в своём интервью рассказывает о дальнейших планах вуза и тех возможностях, которые у него появились в связи с принятием в Ассоциацию.
— Наталья Гавриловна, Российский новый университет вступил в Ассоциацию технических университетов России и Китая. Какую ответственность это налагает на вуз?
— В Ассоциацию РосНОУ включён как вуз-наблюдатель. Какие ещё вузы-наблюдатели есть в Ассоциации?
— Всего в Ассоциацию входят 75 университетов, в том числе 56 членов и 19 наблюдателей. Помимо РосНОУ, в число новых наблюдателей включены МГТУ «СТАНКИН», Ляонинский технический университет, Хэбэйский технологический университет, Шэньянский технологический университет.
«Вуз-наблюдатель» — это лишь первый этап. Надеюсь, на основе оценки роли нашего вуза в качестве наблюдателя в дальнейшем нас примут в члены Ассоциации. Поскольку это ассоциация технических вузов, ею высоко оценивается качество образовательных программ технической направленности, а также научных исследований, проводимых в области новых технологий, информационных технологий, инженерных наук. И быть в этой Ассоциации даже наблюдателем очень почётно.
— Что бы Вы отметили общего и что — различного в подготовке специалистов технической направленности в Китае и России?
— И в Китае, и в России такие специалисты готовятся по схожим направлениям, технологиям, методам и методике. Единственное, что бы я выделила: подготовка специалистов в Китае является более практико-ориентированной, они обязаны проходить большее количество рабочих практик. Всё зависит от конкретного вуза. Некоторые университеты более ориентированы на научные исследования, и подготовка в них приобретает более наукообразный подход. Некоторые вузы «заточены» на подготовку практиков, и в них основное внимание уделяется проведению стажировок, рабочих практик за границей, без прохождения которых в режиме онлайн или очно, бакалавры и магистры многих китайских вузов не могут получить свои степени и дипломы.
— Каков, на Ваш взгляд, вклад вузов, подготавливающих технических специалистов, в развитие экономики Китая? Чем Вы объясняете процветание этой страны?
— Важна не столько подготовка, сколько сама стратегия. Китай разработал очень интересную стратегию, обеспечившую экономический подъём, названный «экономическим чудом». Основы перестройки были разработаны китайским политиком и реформатором, теоретиком модернизации страны Дэн Сяо Пином, который, как известно, сказал о чёрной и белой кошке и том, что делает хорошей любую из них. Политика привлечения прямых зарубежных инвестиций, постепенная организация зон ускоренного экономического роста и планомерное внедрение стратегии модернизации помогли поэтапно осуществить экономический прорыв.
Нельзя забывать и о роли конфуцианства в деятельности любой китайской компании, потому что применяемая при внедрении модернизации стратегия «шаг вперёд и два назад» свойственна именно этой философии. Согласно постулатам конфуцианства, в природе нет ни одной прямой линии, и когда ты идёшь по дороге, она никогда не должна быть прямой, а всегда — гибкой, что позволяет преодолевать трудности.