В этом году исполняется 100 лет со дня основания конструкторского бюро Андрея Николаевича Туполева — легендарного авиаконструктора, под руководством которого было создано более 200 проектов гражданских и военных самолётов. Около 70 из них были реализованы в опытных и серийных конструкциях.
Немногие знают, что конструкторское бюро, возглавляемое Туполевым, располагалось в здании на улице Радио, д. 22. С 2001 года в здании располагается Российский новый университет. Его сотрудники бережно и трепетно хранят атмосферу, энергетику того научно-намоленного места, о котором сегодня напоминает установленная на фасаде здания памятная доска выдающемуся конструктору и которое, как незримый часовой, наблюдает за деятельностью научного коллектива университета, вдохновляет на создание разработок и изобретений, приумножающих успехи инновационного вуза.
Гений инженерной мысли, дух творчества и новаторства, прорывные научные идеи — ими буквально пронизано современное учебное пространство, где раньше располагались чертёжные залы и лаборатории, рабочие кабинеты инженеров и конструкторов, знаменитый Малахитовый зал, где проводили свои заседания великие создатели «крыльев Родины», в числе которых были Лев Сергеевич Термен, Сергей Павлович Королёв, Роберт Людвигович Бартини.
В 1937 году, несмотря на блистательный триумф советской авиации, когда экипажу в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова удалось совершить на самолёте разработки Андрея Николаевича Туполева АНТ-25 первый в мировой истории беспосадочный перелёт из Москвы через Северный полюс в Америку, в жизни авиаконструтора произошло печальное событие: ему предъявили обвинения во вредительстве и направили в ЦКБ-29 — закрытое конструкторское бюро НКВД, позже получившее негласное название «туполевская шарага».
Андрей Николаевич составил список авиаконструкторов и авиационных специалистов, в который вошли порядка 100 человек, уже отбывавших наказание в лагерях и тюрьмах, и возглавил коллектив, составлявший цвет авиационной науки. Туполев занялся разработкой перспективных самолётов, наращивающих оборонную мощь страны. В частности, в «шарашке» был создан Ту-2 — один из лучших серийных фронтовых бомбардировщиков Великой Отечественной войны.
«Пикирующий бомбардировщик», официальное название — «фронтовой бомбардировщик», Ту-2 сыграл исключительно важную роль в боевых действиях. Он был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Николаевичем после ареста в 1937 году. В 1939 году было создано Особое Техническое Бюро НКВД СССР, которому подчинялись все созданные КБ. Силами инженеров «туполевской шараги» были спроектированы, построены и запущены в серийное производство истребители Пе-2 и Ту-2, составлявшие основу бомбардировочной авиации и обеспечившие превосходство над вооружёнными силами Германии.
Заводские лётные испытания Ту-2 начались в январе 1941-го. Они показали, что самолёт достигает скорости 650 км/ч на высоте 8000 метров: такие параметры свидетельствовали о превосходстве боевой машины над зарубежными бомбардировщиками. Вооружение самолёта составляли две пушки калибра 20 мм и три пулемёта, кабина экипажа была защищена прочнейшей бронёй. В 1942 году боевой самолёт прошёл государственные испытания, и началось его серийное производство.
Первым поднял в небо опытный экземпляр самолёта Ту-2 лётчик-испытатель М. П. Васякин в декабре 1941 года. После этого истребитель подвергся модернизации, в которой были учтены замечания лётчика. Прежде всего необходимо было обеспечить работоспособность маслосистемы при пикировании самолёта, улучшить защиту топливных баков. После внедрения усовершенствований и проведения необходимой «доводки», началось применение самолёта Ту-2. В сентябре 1942 года первые три серийные модели прибыли на Калининский фронт для войсковых испытаний.
С октября 1942 года по январь 1943 года авиационный полк под командованием А. Хлебникова в составе Калининского фронта наносил бомбовые удары во фронтовой полосе по военным объектам противника в районе Смоленска, Витебска, Великих Лук. С февраля по апрель 1943 года авиаполк воевал на Юго-Западном фронте, где самолёты использовались как бомбардировщики и разведчики.
Осенью 1943-го коллектив ОКБ Туполева проводил на войну авиационный полк Ту-2 майора Васякина. На митинге лётчик обратился к конструктору со словами: «Позвольте мне от имени личного состава полка поблагодарить вас, Андрей Николаевич, за то грозное оружие, которое вы создали для нас». Боевые качества самолёта Ту-2 высоко ценились и многими другими лётчиками, считавшими истребитель лучшим бомбардировщиком.
Пикирующих бомбардировщиков не хватало, применялись они исключительно для выполнения важных боевых операций, а также как самолёты-разведчики. В сражениях на Курской дуге участвовали 18 таких истребителей в составе 285-й бомбардировочной авиационной дивизии полковника В. А. Сандалова.
Всего за годы войны было выпущено 1216 самолётов Ту-2. Именно они в апреле 1945 года бомбили Берлин.