Доктор психологических наук, профессор кафедры специального дефектологического образования РосНОУ Светлана Васильевна Феоктистова провела мастер-класс, посвящённый нейропсихологической гимнастике и её важности в развитии человека на протяжении всей жизни. Особенно значимы такие упражнения в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых активно идёт процесс развития нервной системы и структур головного мозга.
— Профессиональный педагог или психолог преследуют две цели в работе со школьниками и дошкольниками: сохранить здоровье ребёнка и развить его личность, — отметила профессор.
Она пояснила, что с поступлением в первый класс учащийся начинает испытывать серьёзное стрессовое воздействие, и педагогам, психологам важно правильно оценить его ресурсы ещё на этапе выбора учебного заведения.
— Родители часто настаивают на приёме ребёнка в гимназию, не задумываясь о соответствии его биологического возраста паспортному, — рассказала преподаватель. — А что происходит потом? С увеличением нагрузки школьник сильнее устаёт, и родители уже забывают о своих первоначальных целях, начинают бить тревогу и думают лишь о том, как сохранить ребёнку здоровье.
Светлана Васильевна напомнила, что при благополучном включении в учебный процесс адаптация занимает 1,5 месяца. Она акцентировала внимание на здоровьесбережении — серьёзной педагогической задаче, решить которую помогает нейропсихологическая гимнастика. Упражнения направлены на взаимодействие левого и правого полушарий мозга, которые отвечают, соответственно, за логическое и образное мышление. Именно активизация межполушарного взаимодействия способствует гармоничному развитию ребёнка и позволяет преодолеть трудности в обучении.
Примечательно, что мастер-класс проводился в рамках выполнения Российским новым университетом научного проекта «Педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» при поддержке РФФИ (грант № 20-013-00654). В условиях существования разнообразных форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от специального индивидуализированного до инклюзивного, повышаются профессиональные требования к педагогам и психологам, к их владению системой профессионально-личностных компетенций.
От компетентности педагогов зависит эффективное выполнение различных профессиональных задач, таких как: определение образовательных потребностей ребёнка, создание специальных образовательных условий и адаптированной развивающей среды, разработка коррекционно-развивающих программ, развитие жизненной компетенции как неотъемлемой части образования ребенка с ОВЗ. — Построение индивидуальной образовательной траектории человека с особыми потребностями от раннего развития до получения профессионального образования становится одной из основных задач включающего образования, его основным методологическим принципом, — подчеркнула профессор.
Нейропсихологические технологии и кинезиологические приёмы — профессиональный психолого-педагогический инструмент, позволяющий добиться в работе с детьми реальных результатов. На конкретных примерах профессор рассказала, как применение нейропсихологической гимнастики помогает развивать оба полушария мозга и в чём её польза. Лектор провела со слушателями ряд упражнений. Некоторые было сделать совсем непросто! Чередовать движения одновременного касания разными пальцами носа и уха, да ещё и менять при этом руки или, например, совершать ритмичные разнонаправленные движения руками оказалось легко не всем.
Участники мастер-класса на опыте убедились, что упражнения потребовали определённых усилий, увидели в действии параллельную работу зрительного, слухового, моторного и двигательного каналов. — Нейропсихологические упражнения — большой резерв для восстановления работоспособности не только детей, но и взрослых. Такие упражнения полезно делать в течение всей жизни. Это заставляет мозг быть гибким, развивает его нервные центры и способствует пластичности нервной системы, от которой во многом зависит и психосоматика, и здоровье организма в целом, — заключила профессор.