Студенты четвертого курса, будущие бакалавры юриспруденции, придумали, воспроизвели и разрешили конфликтные ситуации. Потребовались знания разных тем трудового права, выдумка и актерское мастерство, чтобы выступить в роли обиженного работника, руководителя предприятия, уверенного в своей правоте, председателя и членов комиссии по трудовым спорам, которые пытались разрешить спор.
«Формат деловой игры как интерактивного метода восприятия знаний и применения их в профессиональной деятельности позволяет задействовать большое количество студентов, использовать их творческий подход и инициативу. Так лучше усваивается трудовое право, изучение которого как раз сейчас закончили студенты четвертого курса. У будущих бакалавров было мало практики, и их чистое восприятие помогает им откровенно смоделировать какую-либо ситуацию своей будущей профессии. Это очень полезно особенно для тех выпускников, которые пойдут работать юристами на предприятия и в организации», — отметил организатор деловой игры доцент кафедры частного права Гуманитарного института Алексей Петрович Кожихин.
Работница малого предприятия считает несправедливым безосновательное привлечение её к дисциплинарной и материальной ответственности за недоказанную виновность в поломке устаревшего оборудования. Программист конструкторского бюро оспаривает неполное предоставление ему дней отгула за сверхурочную работу и несоблюдение коллективного договора в организации. Сотрудница крупного завода не получала заработную плату более двух месяцев, официально уведомила руководство о приостановлении работы — и была уволена. Комиссия по трудовым спорам рассматривала вопрос о восстановлении сотрудницы на работе, хотя именно такой спор подведомственен по закону только суду. Экономист научно-исследовательского института кроме своих непосредственных обязанностей выполняет другие, за которые ему не доплачивают. С такими или похожими проблемами сотрудники сталкиваются довольно часто.
Участникам деловой игры без проблем удалось урегулировать такие противоречия, не обращаясь в суд, и получить удовольствие, хотя проигравшая сторона во всех случаях (работодатель) собиралась обжаловать решения комиссий в суде. По итогам деловой игры преподаватель обратил внимание студентов на положительные и отрицательные моменты, которые были замечены, и рекомендовал учитывать их на практике.
Корнел Бежан, выступавший в одной из ситуаций в роли директора предприятия, уверен, что хороший юрист должен обладать даром убеждения, видеть то, что не всем видно, а главное, быть настоящим профессионалом, соблюдая закон.
«Деловая игра помогла прожить все стадии процесса, более наглядно вжиться в роль и понять с практической точки зрения, как это применить в будущем, здесь же все реально. Разница только в том, что под руководством Алексея Петровича у нас есть шанс исправить ошибки. Главное, чему мы научились за четыре года, это быть в информационном потоке, мониторить всё, что происходит, потому что многое в законодательной сфере меняется очень быстро. Нам нужно быть оперативными и въедливыми — это залог востребованности», — рассказал Корнел.
В РосНОУ пристально следят за переменами в общественной жизни страны и меняют образовательные программы, чтобы соответствовать запросам рынка труда. Например, сейчас в университете готовят медиаторов — независимых посредников, которые могут профессионально урегулировать любой конфликт во внесудебном порядке. Это направление в самое ближайшее время будет очень перспективным.