Центр занимается воспитанием, обучением и социальной адаптацией детей со множественными сенсорными и ментальными нарушениями. Это одно из немногих учреждений, специализирующихся на обучении детей с подобными проблемами здоровья.
Посещение школ и детских садов для обучающихся с ОВЗ — часть профессиональной подготовки педагогов-дефектологов, в том числе учителей-логопедов. Студенты РосНОУ регулярно участвуют в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ в университетском развивающем центре «ЛогоМеридиан», логопедических занятиях дошкольного отделения ГБОУ г. Москвы «Школа № 654 имени А.Д. Фридмана», ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73» и других.
Молодые специалисты ознакомились с работой дошкольного и школьного отделений, увидели, как профессионалы работают с детьми с ОВЗ. — Это дети со сложной структурой дефекта, слепые или глухие в сочетании с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата и недостатками интеллектуального развития, — отметила заведующая кафедрой Специального дефектологического образования, кандидат педагогических наук, доцент Оксана Викторовна Дорошенко.
Уроки математики, музыки, литературного чтения, занятия по развитию мелкой моторики и предметно-практической деятельности прошли на одном дыхании.
— Коллеги из Центра Мещерякова радушно встретили нашу группу, показали и особенности воспитательно-образовательного процесса, и авторские пособия, и мастерские, и физкультурную работу. Теперь наши студенты знают, что такое тактильный календарь (расписание), глобальное чтение, замещающий онтогенез и многое другое.
Будущие логопеды получили представление об организации подгрупповой (в группе по четыре человека) и индивидуальной работы с детьми, которые имеют тяжелые множественные нарушения развития.
Студенты увидели практическую работу логопеда, посетили мастерские, где дети делают своими руками поделки, развивая мелкую моторику. Вместе со слепоглухими воспитанниками побывали на занятии по адаптивной физкультуре, увидели реальные условия работы педагогов, пообщались с подопечными, угостили их сладостями, которые руководство Гуманитарного института РосНОУ заранее приготовило для поездки.
Директор Центра Галина Константиновна Епифанова рассказала о структуре организации, ее задачах. Выездное занятие завершилась культурной программой. По словам Ольги Борисовны, нельзя было уехать из Сергиева Посада, где расположен Центр, без посещения Троице-Сергиевой Лавры. Студенты и преподаватели осмотрели уникальный памятник истории и архитектуры XIV в. — Лавра основана Сергием Радонежским, который сыграл важную роль в подготовке Куликовской битвы и особо почитаем на Руси. Кроме этого, монастырь выдержал осаду 30-тысячным неприятельским войском во время польско-литовского нашествия, — пояснила Ольга Борисовна.
— Мы увидели реальную коррекционно-развивающую работу педагога-дефектолога с детьми со сложными нарушениями развития. Стали свидетелями того, как ведут себя на занятии дети.
— Экскурсия позволила со стороны взглянуть на выбранную профессию.
Очень удивила продуманность организации пространства в здании и его масштаб. Детям предоставлено огромное количество возможностей — разнообразные мастерские, сенсорные комнаты для занятий, даже кабинеты врачей и храм находятся внутри учреждения.
Понравились индивидуальная программа обучения, работа с воспитанниками в небольших группах, ведь только это может быть по-настоящему эффективно для детей со сложной структурой дефекта. Было полезно узнать об авторских методиках работы с глухими, слепыми, а также детьми с расстройством аутистического спектра.
— Мы познакомились с работниками интерната, узнали структуру проведения занятий для детей с различными нарушениями развития. Учреждение очень современное, классы прекрасно оборудованы. Удивило наличие нескольких мастерских, в которых дети рисуют, занимаются свечеварением, плетут корзины, ткут ковры. Такие поездки необходимы студентам, так как на практике информация очень быстро усваивается и можно оценить всю многогранность будущей профессии!
— Мы узнали о работе специалистов, распорядке дня деток, которые учатся и живут в Центре. Удивила четкость построения работы с каждым ребенком с особенностями. Я взяла на заметку пособия и приемы, которые буду использовать в своей профессиональной деятельности.
Такие экскурсии необходимы, чтобы увидеть все своими глазами и проникнуться профессией.