Конференция состоялась на базе Государственного социально-гуманитарного университета в Коломне.
Тема приветственного доклада профессора «Русский мир как базовая ценность образовательного пространства» сегодня особенно актуальна. И потому, что Русский мир выступает объединяющим началом для современной России. И потому, что это понятие остается дискуссионным на протяжении нескольких столетий. А еще потому, что профессор озвучила результаты годового психолингвистического эксперимента!
В течение 2023 года 356 студентов РосНОУ разных курсов и направлений подготовки участвовали в исследовании, задача которого заключалась в выявлении ценности понятия «Русский мир» для каждого. По результатам мониторинга были построены содержательная и оценочная модели Русского мира.
Как считает Татьяна Александровна, в основу понимания феномена «Русский мир» в образовательном контексте на всех уровнях обучения должно быть положено понятие «базовая ценность»: — Если развивающаяся личность оценивает Русский мир как базовую ценность для себя и своего окружения, тогда вовлеченными, эмоционально связанными, ценностно ориентированными оказываются все компоненты огромного мира, которые опосредованы нашей языковой картиной.
Выводы исследования: Русский мир — это Россия, русское зарубежье, все те, кто ментально осознает свою вовлеченность в эту среду и в это понятие. В первой части исследования студенты дали ассоциативное содержание понятия, во второй — выразили эмоционально-оценочное отношение к нему, назвали его положительные и отрицательные характеристики.
— Русский мир — это самоощущение. Люди, которые чувствуют себя к нему принадлежащими, и составляют Русский мир, — заключила Татьяна Александровна.
Аудитория заинтересовалась проектом. Лингвисты-исследователи ГСГУ (Коломна), ГАГУ (Горно-Алтайск), ТувГУ (Тыва), СОГУ (Владикавказ, Осетия) решили провести мониторинг по Русскому миру в своих вузах.