Всему миру известна дата 12 апреля 1961 года, когда лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток-1» совершил первый полёт в космос. Он провёл в космическом пространстве 108 минут и вернулся на Землю героем. Об этом прорыве для всего человечества нам рассказывают в школе на уроках истории, каждый год Гагарину посвящают передачи, документальные фильмы, книги.
Но, как и любого явления, у первого полёта была и своя обратная сторона. С какими техническими трудностями и рисками столкнулся первый человек на орбите? Что могло пойти не так и почему? Получилось ли справиться с нештатными ситуациями на борту корабля?
Об этом — в статье студенческого медиацентра E-NOTE.
Юрий Гагарин был не единственным претендентом на полёт, изначально кандидатов было 20. Из них отобрали шестерых: Ю. А Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов, А. Г. Николаев, В. Ф. Быковский, П. Р. Попович. Все шестеро успешно прошли испытания в январе 1961 года. Но как выбрать из шести достойных лётчиков того, кто навсегда войдёт в историю человечества? Главным соперником Юрия Гагарина был Герман Титов, выпускник Сталинградского военного авиационного училища, лётчик-истребитель. Именно он стал дублёром Гагарина. Титов был выносливым, сильным физически и духовно и обладал необходимым опытом. Он идеально подходил и по техническим параметрам. Но очерёдность, в какой лётчики отправятся в космос, комиссия утвердила именно такую: Гагарин, Титов, Нелюбов (он, кстати, в космос так и не полетел), Николаев, Быковский, Попович.
Почему Титов не стал первым космонавтом? Юрий Гагарин в своей книге «Дорога в космос» писал: «Он был тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полёт, приберегая для второго, более сложного». Действительно, Герман Титов 6 августа 1961 года совершил полёт в космос продолжительностью 25 часов 18 минут. Герман Титов стал вторым человеком в космосе, но первым человеком, который провёл там более суток.
На самом деле было не исключено, что Юрий Гагарин летит в один конец. Во время первого полёта человека в космос произошло около десятка нештатных ситуаций, но ни одна из них не стала фатальной и не повлияла на успешный исход.
После посадки Юрия Гагарина в корабль «Восток», утром 12 апреля 1961 года, было обнаружено, что один из трёх контактов посадочного люка не замкнулся. Состояние данного контакта было критически важным: именно благодаря ему на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново.
При запуске выведение корабля на орбиту проходило в штатном режиме, но один из приборов сломался, и команда на выключение двигателя центрального блока ракеты не прошла. Выключение прошло по запасному варианту с запозданием на полсекунды и превышением расчётной скорости на 22 м/с. В результате, когда закончила работу третья ступень, корабль оказался на нерасчётной орбите с апогеем (высшая точка орбиты) на 85 км выше, чем планировалось. «Восток» должен был оказаться на орбите с параметрами 182,5 км в перигее на 217 км в апогее, но её параметры составили 175 на 302 км. Штатная орбита была рассчитана так, чтобы корабль мог вернуться на Землю за счёт трения об атмосферу примерно за четверо суток, если не сработает тормозная двигательная установка. На достигнутой орбите корабль мог находиться до месяца, в то время как системы жизнеобеспечения «Востока» были рассчитаны максимум на 10 суток. Если бы не сработала тормозная двигательная установка, первый космонавт бы погиб.
Во время спуска корабль пошёл по более пологой траектории, чем было рассчитано. Это произошло потому, что тормозная двигательная установка потеряла часть топлива из-за неполного закрытия обратного клапана наддува бака горючего. Так скорость корабля «Восток-1» удалось снизить лишь на 132 м/с, а не на 136 м/с, как было запланировано. Корабль был раскручен до значительной угловой скорости, затем долго не происходило отделение приборного отсека. «Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То Африку вижу, то горизонт, то небо…», — вспоминал потом Гагарин.
После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Такое было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Гагарин вспоминает: «Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Спустя какое-то время раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах…».