27 января в Государственной думе РФ прошёл круглый стол «Закон об „удвоении“ ЕГЭ: ошибка или провокация». Мероприятие, инициированное фракцией КПРФ, собрало большое количество заинтересованных лиц, среди которых — депутаты Госдумы, члены Совета Федерации РФ, ректоры российских вузов, представители министерств, педагогической и родительской общественности.
Российский новый университет представил его ректор, академик-секретарь РАО, председатель совета Ассоциации АНВУЗ России Владимир Алексеевич Зернов.
Под «удвоением» ЕГЭ присутствующие понимали следующее. Согласно законопроекту, внесённому группой депутатов Госдумы в декабре, предполагается обязать выпускников системы среднего профессионального образования сдавать единый государственный экзамен, если они собираются поступать в вуз на направление, не связанное с той специальностью, которую они получили в колледже.
Участники «круглого стола» в довольно резкой форме осудили подобную идею, заявив, что если этот закон будет принят, вузы недосчитаются сотен тысяч студентов из числа выпускников колледжей, а это осложнит и без того непростую ситуацию с инженерно-техническими кадрами. Кроме того, выступающие отметили, что ЕГЭ и так вынуждает огромное количество родителей тратить колоссальные средства на репетиторов для своих детей, которые хотят сдать этот экзамен с хорошими результатами, чтобы поступить в лучшие вузы. Теперь же придётся потратиться ещё и родителям учащихся колледжей. А хуже того — точно так же, как и в школе, учащимся ссузов надо будет на старших курсах очень много времени уделять не освоению выбранных специальностей, не отработке профессиональных навыков, а изучению предметов, которые им понадобятся для сдачи ЕГЭ.
Участники «круглого стола» предложили выяснить у разработчиков законопроекта, какими именно резонами они руководствовались, на какую статистику опирались и чем вызвана та срочность, с которой они призывают внедрить этот закон, — в законопроекте указана дата 1 сентября 2025 года.
По словам Владимира Зернова, среди его однокурсников есть очень много людей, получивших всемирную известность, ставших лауреатами международных премий, авторами открытий, разработчиками передовых технологий. Большинство из них поступало в МФТИ сразу после школы, и очень многие, к сожалению, сегодня работают в других странах. А вот те, кто пришёл на Физтех после техникума, кто сначала поработал на заводах и фабриках и только потом стал студентом МФТИ, в подавляющем большинстве остались в России. Сегодня это, как правило, директора крупных предприятий, начальники производств, инженеры оборонных структур. Этот факт тоже о многом говорит. Например, о том, что людям, которые решают после получения среднего профессионального образования получить ещё и высшее, не надо мешать, наоборот, их следует всячески поощрять к реализации подобного жизненного сценария. Потому что из них вырастают наиболее мотивированные и грамотные специалисты, работники науки, знающие производство изнутри.