Отмечалось, что нашу страну целенаправленно выдавливают из международных программ, ассоциаций, и комиссий. В первую очередь это касается сферы образования и международных систем рейтингования, с помощью которых можно сравнительно легко «опустить» или, наоборот, «поднять» тот или иной университет, организацию, а значит, и страну.
По словам Главы Ассоциации составителей рейтингов (АСР), ответственного секретаря Объединенной РГ, руководителя РГ по международному позиционированию, члена общественного совета при Минобрнауки Дмитрия Гришанкова, позиции российских вузов в рейтингах удручают, несмотря на объективно неплохие показатели. Еще до 2014 года нас пытались задвинуть везде, но в последнее время ситуация усугубилась: большинство международных рейтингов открыто дискриминируют российские вузы, что проявляется, в том числе, и в ходе проведения различных олимпиад и конкурсов. Налицо проблемы с цитированием российских авторов и наукометрическими системами.
Дмитрий Эдуардович рассказал, что именно так и возник Московский международный рейтинг «Три миссии университета», который на сегодняшний день является наиболее представительным в мире (2000 университетов из 112 стран), основан на объективных показателях, учитывает специфику РФ, близкую другим странам (БРИКС ШОС, ЕАЭС). В настоящий момент он представляет собой целой семейство рейтингов, объединённых одним названием. У истоков создания этого рейтинга стоял в том числе и ректор РосНОУ Владимир Зернов.
Владимир Алексеевич вспомнил о том, что в былые времена к нашей стране относились совсем иначе.
Практически, все докладчики отметили: в нынешних условиях, когда рейтингование вызов происходит на основе подходов, разработанных иностранными организациями, наши университеты всегда будут выглядеть хуже и находиться ниже, чем зарубежные. Просто потому, что «кто платит, тот и заказывает музыку». Существует годами отлаженная система, когда оценку производят эксперты из западных (преимущественно — англосаксонских) организаций, и все параметры выстроены так, чтобы создать преференции «правильным» вузам. Поэтому надо разрабатывать свои системы рейтингов, которые были бы максимально беспристрастными. Это особенно важно сейчас, когда расширяется сотрудничество стран БРИКС, в том числе, и в сфере высшего образования.
В англо-саксонской системе рейтингования главный упор делается на мнение IREG Observatory — собрания независимых экспертов, составителей рейтингов и университетов. Однако там преобладает квазидемократия, которая реально дирижируется ведущими университетами США и Великобритании, а результаты безапелляционно навязываются правительствам других стран независимо от приоритетов их национального развития. Сами же метрики становятся всё более и более сложными и всё менее понятными для остальных, а вопрос «что измеряем» превращается в табу и остается за скобками, ибо во главе угла «академическое лидерство», под которым каждый понимает нечто свое.
В отличие от этого, в вузах стран БРИКС признают очевидный факт: необходимо открытое соучастие государственных регуляторов заинтересованных стран на прозрачных условиях. Надо предельно чётко понимать, что именно мы измеряем, свести к минимуму конфликт интересов, обеспечить наглядную презентацию результатов ранжирования, гарантировать контроль качества и т.д.
Одно из предложений — запустить в рамках БРИКС несколько пилотных рейтинговых проектов, одним из которых может стать российский «Рейтинг университетов стран БРИКС семейства «Три миссии университетов».
Эту идею уже поддержал Президент России. Выступая на Совете по науке и образованию, Владимир Владимирович назвал создание рейтинга стран БРИКС «очень хорошей идеей». В этом году в БРИКС председательствует Россия, по словам Президента, в ближайшее время начнется обсуждение вопросов сотрудничества в создании образовательных рейтингов. В октябре в Казани состоится саммит БРИКС, к этому моменту научное сообщество должно разработать методику их составления.