Сегодня мы все живем в новых условиях. Весной практически весь мир перешел на дистанционное обучение и удаленную работу. Но дистанционное обучение — это технология и, как любая технология, а особенно образовательная, требует очень внимательного отношения к себе и аккуратного внедрения.
Ещё 10-15 лет назад для того, чтобы преподавать в дистанционном формате, нужно было получить соответствующее разрешение. Вузам выдавалось приложение к лицензии, позволяющее преподавать в режиме онлайн. Тогда по всей стране такое разрешение получили всего семь вузов, в том числе и РосНОУ. Почему так мало? Несмотря на всю ясность и прозрачность, критерии были очень жесткие, и эту процедуру потом отменили. Многие вузы активно внедряли элементы дистанта, и наличие лицензии стало неактуально.
Но наша подготовка не пропала даром, и в этом году мы в кратчайшие сроки перевели очное обучение в онлайн-формат. Тем вузам, которые никогда этим не занимались, пришлось брать чужие технологии и использовать чужие курсы. Но качественный дистант — сложный и трудоемкий процесс. Успех здесь возможен, только если вуз разработает свои программы, курсы и выработает четкие требования к проведению экзаменов.
О результатах «удалёнки» мы сможем говорить после сессии, когда студенты сдадут экзамены. Но уже сейчас видно: такая учеба требует больших усилий в первую очередь от преподавателей. Работать стало сложнее в разы. Образовательный процесс стал индивидуальным, поэтому сложнее и студентам — такая форма обучения требует от них поистине чудес самодисциплины и самоорганизации.
Можно сказать совершенно точно: стратегия развития абсолютно всех вузов изменится. При этом не следует забывать, что перед университетом во все времена стояли две главные задачи — подготовка качественных кадров и генерация новых знаний. Вторая задача останется в целом такой же — образование без науки невозможно. А вот учебный процесс станет другим. Ясно, что большое внимание будет уделено именно дистанционному обучению. Может, уже сами студенты не захотят все время проводить в аудиториях, а захотят больше практики. Может, им понравится осваивать теоретический материал самостоятельно и дистанционно, а ходить очно только на семинары, практики, консультации и экзамены.
Вспомним опыт советской высшей школы: студенты самостоятельно изучали дисциплину и потом приходили сдавать экзамены. В частности, со всей страны приезжали переводиться в МФТИ и успешно сдавали экзамены, в том числе по сложнейшему курсу теоретической физики. И не всегда те, кто изучал очно, оказывались лучшими на экзамене. И тогда, и сейчас многое зависит от мотивации студента.
Уверен, в новых условиях изменятся и индикаторы конкурентоспособности вузов. Не зря же в критериях московского международного рейтинга «Три миссии университета» были целые подразделы, касающиеся применения дистанционных технологий, — и в части онлайн-курсов, предлагаемых вузами, и в части интернет-коммуникаций вузов и общества. Вузам, где много лабораторных занятий, будет непросто вписаться в новый формат, но спустя какое-то время мы все к нему привыкнем. При этом качество подготовки специалистов не только не пострадает, но может существенно возрасти.
Ректор РосНОУ, доктор технических наук, профессор, председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России), член правления Российского союза ректоров