Дверь кабинета начальника Управления информатизации РосНОУ Бориса Гуськова постоянно открывается, и входят люди с разными производственными вопросами. Решает их Борис Леонидович оперативно, умело и всегда с юмором.
А ещё он сочетает информатизацию учебного процесса с преподаванием на кафедре телекоммуникационных технологий и информационных систем. Борис Леонидович считает, что одно другому не мешает, а взаимно дополняет: за время работы он сделал множество научных публикаций, получил десяток патентов.
В своём интервью Борис Гуськов рассказывает о том, кто из наставников пробудил в нём интерес к компьютерному «железу», что такое «преподаватель от бога» и как поддерживать тягу студентов к знаниям.
— Борис Леонидович, как начинался ваш профессиональный путь?
— В 15 лет я поступил на специальность «Электронные приборы и устройства» в Московский техникум электронных приборов (техникум Минобороны на Семёновской). Учёба дала мне комплексное представление об электронно-вычислительной машине, её элементной базе: мониторах, системных блоках, оперативной памяти. Фактически моя специальность — про элементную базу — не только ЭВМ, но и всей электроники, про материалы и оборудование для производства этих элементов, про режимы их работы. Наш техникум был хорошо оснащён по тем временам, всё оборудование было новым.
— А кто-нибудь из преподавателей вам запомнился?
— Мне повезло, у меня было много замечательных преподавателей, которым я стараюсь подражать. В 1982/1983 учебном году у меня была преподаватель по электротехнике Вера Александровна Николаева. Так получилось, что у нас пропала часть семестра до её прихода. Но за оставшееся время она наверстала с нами пропущенные занятия и очень хорошо преподала новый материал. Вера Александровна говорила с иронией: «В цирке медведи катаются на велосипедах, а вы задачи по электротехнике решить не можете, какой позор!»
В начале 2000-х она стала лучшим преподавателем информатики города Москвы. Это преподаватель от бога, и таких у нас было немало.
— Что значит быть преподавателем «от бога»?
— Когда по ощущениям студента занятие пролетает за пару секунд: слушаешь, раскрыв рот, и не можешь оторваться — настолько интересно. Вера Александровна преподавала очень сложную дисциплину, но делала это интересно и понятно.
Запомнился и Борис Георгиевич Филоненко, преподаватель техники и приборов сверхвысокой частоты (СВЧ) — основы Wi-Fi-сетей, сетей мобильной связи. Борис Георгиевич славился наглядностью объяснений, очень хорошо преподносил материал, несмотря на отсутствие в годы моей учёбы компьютерного моделирования.
— Как сложилась ваша жизнь по окончании техникума? Кстати, как вы его окончили?
— С отличием. Окончил и был призван в армию. Служил в пограничных войсках, в инженерно-технических службах, занимавшихся средствами наблюдения и разведки.
После армии я решил вернуться в свой техникум (впоследствии — колледж). Там меня хорошо встретили и сразу предложили мне работу. Рассказали о перспективах в связи со строительством вычислительного центра, появлением нового оборудования, которое пока некому эксплуатировать. Я ответил, что сначала хочу получить высшее образование. Но в колледже настояли: мы тебя направим, только выходи побыстрее на работу. Так я стал работать инженером в вычислительном центре колледжа.
— Колледж сдержал своё обещание?
— Да. Буквально через несколько рабочих дней меня направили на курсы на фрязинский завод, где в те годы производили компьютеры. На производстве я от разработчиков, из первых уст, узнал о специфике ПК — персональных компьютеров, об особенностях их устройства, настройки, монтажа и эксплуатации.
Тогда начался массовый выпуск ПК. Техникумы и колледжи оснащались ими очень быстро и в большом количестве — до этого техника была в основном аналоговой. Когда я начал работать, в техникум приобрели мини-компьютер, к которому подключалось 30 терминалов: в двух классах — по 15 рабочих мест для студентов.
В 1987-м я поступил в Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ, сейчас — Московский институт электроники и математики имени А. Н. Тихонова) — на следующую образовательную ступень первой специальности.
Я учился в институте и продолжал работать в колледже: преподаватели по направлению компьютерной техники всегда были в дефиците. Когда одного из руководителей отправили в командировку, я несколько месяцев вместо него вёл занятия по дисциплинам технической направленности — «Электронно-вычислительные машины», «Операционные системы».
В колледже я начинал инженером, дорос до начальника вычислительного центра и заместителя директора.
— Как вы попали в Российский новый университет?
— В 1992 году в компьютерных классах колледжа проводились занятия и для студентов Российского нового университета. Их вели Андрей Сергеевич Крюковский, Татьяна Владимировна Дорохина, Дмитрий Владимирович Растягаев. К преподаванию подключился и я — по совместительству вёл информатику для юристов и экономистов. Так что с университетом я почти с самого его основания.
Когда в РосНОУ был организован факультет информационных систем и компьютерных технологий, я перешёл к преподаванию напрямую связанных с компьютерным «железом» дисциплин по разным направлениям подготовки: «ЭВМ и периферийные устройства», «Архитектура компьютеров», «Архитектура вычислительных систем».
В 2011 году мой колледж вошёл в состав Финансового университета, который базировался на Водном стадионе. Ездить туда мне было не так удобно, как на Бауманскую, куда переехал РосНОУ, и я решил полностью перейти на работу в Российский новый университет.
— 29 лет вы преподаёте в РосНОУ и наблюдаете разные поколения студентов. Что можно сказать о сегодняшнем поколении?
— У современных студентов снова появился интерес к компьютерам, информационным технологиям. Есть ребята, которые с удовольствием собирают дома компьютеры, «живут» этим. Причём интересуются не только непосредственной специальностью, но и смежными направлениями — звукоусилением, электроникой и акустикой.
— Вы приветствуете споры студентов и преподавателей на профессиональные темы?
— С явными спорами мне сталкиваться не приходилось, хотя некоторые параметры компьютеров — благодатная тема для дискуссий, которые я всегда поддерживаю. В молодые годы я по неопытности приводил конкретные цифры, скажем, процессор имеет такую-то тактовую частоту. Потом понял, что делать этого не стоит — и параметры быстро меняются, и тягу студентов к знаниям надо поддерживать, чтобы они сами поискали частоту, назвали её в своём докладе. Но при этом не заучивали бы эту цифру наизусть: через год она изменится, запоминать эти сведения бессмысленно. А вот что действительно необходимо знать и понимать — конкретные формулы, логику работы ЭВМ.
— В РосНОУ вы не только преподаёте, но и отвечаете за информатизацию. Не мешает ли одно другому?
— Одно взаимно дополняет другое. Работа в IT-сфере помогает мне делиться со студентами практическим опытом, полученным на основной работе. Польза преподавания, общения со студентами, участия в заседаниях кафедры в том, что позволяет взглянуть на работу по информатизации с другой стороны. И хотя преподавание занимает четверть рабочего времени, оно помогает улучшить понимание производственных процессов, ощутить «болевые точки».
— Вас когда-нибудь смущал тот факт, что вы работаете в частном вузе?
— Если бы вы не задали этого вопроса, я об этом и не задумался бы. Я с университетом с момента его основания. И никогда не размышлял, частный он или нечастный. Как только здесь появился факультет (а потом институт) информационных систем и компьютерных технологий, появились и студенты, которым интересно это направление и с которыми интересно работать. Приятно, что в последние годы таких мотивированных людей становится всё больше!
— Ваши пожелания по случаю 30-летия РосНОУ.
— Пусть следующие сто лет пройдут для университета так же успешно, как и предыдущие тридцать.