О
П
Д
Т
М
К

«Как я провёл дистант»: результаты исследования

1 июля 2022
EN

В марте 2022 года Российский новый университет вернулся к очным занятиям, и департамент управления информацией РосНОУ (проектный офис) провёл исследование, посвящённое смешанному и дистанционному форматам обучения в 2020–2021 годах.

Онлайн-исследование в формате анкетирования проводилось на сайте РосНОУ с 16 по 20 марта 2022 года. Страница анкетирования — https://rosnou.ru/form/7. Анкетирование оставлено активным.

Анонс анкетирования размещался в ТГК «Служба новостей РосНОУ» https://t.me/rosnou (16 марта, 14:38) и в ВК РосНОУ https://vk.com/rosnou (17 марта, 12:39).

Было получено 158 анкет:

  • 16 марта — 111 анкет;
  • 17 марта — 27 анкет;
  • 18-21 марта — 20 анкет.

Анкета состояла из 14 вопросов — двух технических, 10 закрытых и двух открытых (в качестве расширений к закрытым).

Результаты анкетирования

1. Кто вы?

«Студент» — 152 ответа, «Преподаватель» — 6 ответов.

2. Если хотите участвовать в розыгрыше книг, оставьте адрес электронной почты

Оставили адрес 128 респондентов (81 %), не оставили — 30 (19 %). Розыгрыш книг проведён.

В связи со статистически незначительным количеством респондентов-преподавателей далее приведены обобщённые данные только по студенческим анкетам. Комментарии к данным анкетирования основаны на свободных ответах, а также на выборочном интервьюировании респондентов.

 

3. Стали ли вы лучше высыпаться в период дистанционного обучения?

Большинство респондентов (64 %) выбрали ответ «Да», каждый восьмой (12 %) — «Нет». В первом случае ключевым фактором, по всей видимости, стала экономия 2-3 утренних часов, затрачиваемых в очном формате на сборы и дорогу до вуза, во втором — сбитый по этой же причине режим. Не заметили изменений либо не смогли ответить 24 % участников опроса.

 

4. Стали ли вы меньше болеть?

Несмотря на причину перехода на дистанционный формат обучения (пандемия коронавируса), ухудшение здоровья в период дистанционного обучения отметили лишь 3 % опрошенных. О том, что они стали меньше болеть, сообщила почти половина респондентов (44 %), затруднился с ответом каждый десятый (11 %), не заметили изменений в своём состоянии 42 % респондентов, что, учитывая их возраст, естественно.

 

5. Стали ли вы меньше двигаться?

Почти половина респондентов (44 %) выбрала ответ «Да, засел (а) дома, и активность снизилась». Тем не менее, каждый третий респондент (32 %) нашёл мотивацию к повышению активности.

Четверть респондентов (25 %) не заметили изменений либо затруднились с ответом.

 

6. Стало ли вам легче готовиться к занятиям?

Больше половины респондентов (63 %) согласились, что в дистанционном формате им было легче готовиться к занятиям, каждый десятый (10 %) — что труднее, четверть респондентов (27 %) не заметили изменений. В интервью студенты часто отмечали наличие домашнего компьютера, заметно облегчающего подготовку к семинарам и конспектирование лекций.

7. Больше проводить времени с родными и близкими во время дистанционного обучения — это...

Почти три четверти опрошенных (73 %) были счастливы вернуться домой и проводить больше времени с родными и близкими. Не испытали особых чувств по этому поводу 21 % респондентов, недовольными оказались 6 % участников анкетирования.

Не можем не отметить глубокое (порой куда глубже, чем им хотелось бы) погружение родственников студентов в университетский образовательный процесс. Процитируем здесь один из свободных ответов: «Дистанционное обучение в период пандемии помогло родным понять, что я действительно уделяю большую часть времени учёбе, и что я не просто так говорю, что занята!»

8. Появилась ли у вас возможность совмещать учёбу с работой?

Подавляющее большинство студентов (79 %) сообщили, что с переходом на дистанционный формат у них появилась возможность совмещать учёбу и работу. Этим воспользовались и начали работать (подрабатывать) половина респондентов (51 %), не стали отвлекаться от учёбы (отдыха), несмотря на появление свободного времени, 28 % респондентов. Не увидели такой возможности либо не изучали этот вопрос 21 % респондентов.

Полученные данные ставят под сомнение популярный тезис о беззаботной студенческой жизни. Значительная часть современных студентов, не только заочной или очно-заочной, но и очной формы обучения, ищет варианты совмещения учёбы и работы (подработки). Делают они это и по финансовым причинам, и заботясь о последипломном трудоустройстве: начинать искать работу по специальности уже на 2-3 курсах — первый совет любого карьерного консультанта.

Возвращение к очному формату очевидным образом затруднит совмещение учёбы и работы, но потребность в нём вряд ли исчезнет. Одним из хороших вариантов (а может, и единственным вариантом) может стать трудоустройство и подработка в своей альма-матер — не отходя от места учёбы. Вузы, которые заботятся о своих студентах, это хорошо понимают. Не случайно в программе стратегического развития РосНОУ до 2030 года особое внимание уделяется внутриуниверситетской карьере студентов, в первую очередь в рамках проектов «Студенческая стартап-инфраструктура» и Rosnou Family.

9. Как изменилась ваша продуктивность во время дистанционного обучения?

Самый удивительный (по крайней мере, для преподавателей) результат исследования: уверенность большинства студентов в том, что на дистанционном обучении их продуктивность повысилась (70 % ответов). В критическом снижении продуктивности («—3») признались лишь 4 респондента, о максимальном росте («+3») сообщили 44.

В свою очередь, проинтервьюированные преподаватели склонялись к тому, что, за исключением отдельных случаев, продуктивность студентов или понизилась, или в среднем осталась той же.

Впрочем, по мнению проректора по учебной работе РосНОУ Григория Александровича Шабанова, между оценкой продуктивности преподавателями и студентам противоречия на самом деле нет, просто те и другие по-разному трактуют этот термин: для студентов рост продуктивности — это увеличение объёма выполняемых работ, для преподавателей рост студенческой продуктивности — это улучшение образовательного результата.

10–11. Сложнее всего во время дистанционного обучения было... (закрытые и свободные ответы)

 

Сохранять концентрацию, сидеть перед включённой камерой и не отвлекаться на домашние дела (и работу!) — первая тройка сложностей, с которыми пришлось справляться во время «домашнего» обучения (55, 60 и 70 ответов соответственно). В свободных ответах респонденты чаще всего указывали на проблемы с техническим обеспечением (три ответа).

12–13. Дистанционное обучение в период пандемии помогло... (закрытые и свободные ответы)

В дистанционном формате студентам удалось сделать то, что давно откладывалось (83 ответа), выкроить время на хобби (85 ответов) и понять, что работать по специальности удалённо они смогут (88 ответов). Отметим, что противоположный ответ («Не смогу работать удалённо в рамках будущей профессии») выбрали всего 13 человек.

В свободных ответах респонденты чаще всего сообщали об экономии времени (и денег) на дорогу (шесть ответов), а также о приобретении навыка грамотно распределять время / стабилизировать распорядок дня (шесть ответов).

14. Как думаете, за каким форматом будущее вашей профессии?

Из 152 респондентов 22 человека (14 %) заявили, что будущее за очным форматом, 38 (25 %) — за дистанционным, и 92 (61 %) — за смешанным. Отметим, что больше половины студентов уже понимают перспективность применения смешанного формата в профессиональной деятельности, то есть освоили либо находятся в процессе освоения одного из главных универсальных навыков (soft skills), который должен появиться у студента в результате обучения — умение действовать в изменяющихся условиях и выбирать наиболее подходящие для конкретной задачи средства и методы достижения результата.

Некоторые свободные ответы

Сложнее всего во время дистанционного обучения было... Дистанционное обучение в период пандемии помогло...
  • ...заставлять себя просыпаться не за 10 минут до начала пары;
  • ...думать, как провести эксперимент для курсовой в рамках дистанта;
  • ...выполнять практические задания, так как не видно человека полностью и не точно передается интонация через микрофон;
  • ...упорядоченно записывать лекции;
  • ...собраться и всё-таки сидеть на паре, а не пойти нежиться в горячей ванне с бокалом лимонада, а ванна так и манила меня
  • ...контакт с некоторыми людьми — хоть задержка видеоконференции минимальна, но всё равно происходит недопонимание из-за долгого ответа студента / преподавателя.
  • ...не есть во время занятий;
  • ...не уснуть на первой паре;
  • ...не сбить режим;
  • ...заставить остальных жителей квартиры молчать 3–6 часов подряд.
  • ...поехать к своим друзьям, которые учатся в разных городах России;
  • ...бросить одну очень вредную и пагубную привычку; я стала больше уделять времени себе, больше стала гулять на улице;
  • ...спокойно совмещать учёбу и свою жизнь;
  • ...расслабиться, подумать о важности профессии, понять, что выбрала не то, и всё же решить остаться и закончить это;
  • ...успевать делать больше домашних дел;
  • ...увеличить эффективность рабочих и учебных процессов;
  • ...вставать в 8–8:30, а не в 5:30!
  • ...расслабиться, подумать о важности профессии, понять, что выбрала не то и всё же решить остаться и закончить это;
  • ...найти работу по специальности;
  • ...понять, как я люблю учиться в стенах университета, в родных аудиториях;
  • ...в тишине учить материал;
  • ...осознать важность очного обучения.

На основании рассмотренных результатов можно сделать вывод: дистанционный формат, благодаря экономии времени на дорогу и комфортным домашним условиям, позволил многим студентам взяться за то, что они давно откладывали, в том числе начать работать. Трудности в основном составляли вопросы самоорганизации и дефицит живого общения. В целом положительная оценка формата позволяет предположить, что проблемы в итоге были преодолены.

Разработка дизайна исследования, организация анкетирования, обработка и анализ результатов, представление, подготовка комментариев — департамент управления информацией РосНОУ (Клара Авербух, Дарья Козлова, Игорь Мытько); вёрстка — редакция сайта (Георгий Атанасов).

Обсуждение результатов анкетирования и других аспектов смешанного и дистанционного обучения в 2020-2021 годах — одна из тем 17 выпуска журнала Российского нового университета «Радио, 22».   

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить