Песочная терапия — символическая игра. Она позволяет человеку, обратившемуся за помощью к психологу, вести с ним диалог не словами, а с помощью композиций на песке. На основе результатов исследований РосНОУ и обзора научных публикаций за последнее десятилетие руководитель федеральной инновационной площадки «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования», доктор психологических наук, профессор РосНОУ Александр Сергеевич Огнёв рассказал о современных тенденциях в области песочной терапии и выделил три основные.
Первая — детальное изучение признаков удачного течения психотерапии. — Один из ключевых моментов — явно хаотическая композиция на песке, содержащая деструктивные образы, изменяется, и вот мы уже видим позитивные образы, — пояснил лектор. — Яркий пример такого рода изменения — высказывание ученицы Юнга Доры Калф, которая говорила, что это состояние человека можно сравнить с его возвращением на рыночную площадь — в широком смысле, с возвратом к обычным делам, тем повседневным хлопотам, благодаря которым мы обеспечиваем свой быт. Кто-то покупает вещи, кто-то наводит порядок в доме, кто-то сажает растения в саду. В результате, поведение человека становится размеренным и подконтрольным, а ощущения и телесные реакции — позитивными. Схема ТЭМП — тело, эмоции, мысли, поступки — позволяет отследить эти изменения.
Вторая тенденция: состоятельность метода песочной терапии. Этот метод — не просто специфическая разновидность юнгианской терапии, а один из способов рассказать о своём эмоциональном состоянии, — отметил профессор.
Третья тенденция, по словам профессора, — подключение инструментальных методов контроля поведения. Один из примеров — использование магнитно-резонансной терапии. Вывод, к которому пришли исследователи в результате наблюдения за обменными процессами в участках головного мозга: под магнитно-резонансным воздействием происходит восстановление мозга после любых повреждений (операций, инсультов).
— На базе федеральной инновационной площадки мы занимаемся различными видами исследований. С помощью методов кардиометрии и полиграфии мы установили, что человек возвращается в оптимальное состояние, при этом мы наблюдаем баланс между симпатической и парасимпатической системами мозга, прекращение гормональной бури.
В своём выступлении на пленарном заседании Александр Сергеевич продемонстрировал и подборку метафорических ассоциативных карт, которые чаще всего выбирали пользователи, чтобы описать свои цели и желаемое будущее.
После заседания состоялась серия мастер-классов. Их темы были посвящены уникальности человека как ресурса преодоления жизненных сложностей, поиску смысла отношений, идеальной женственности, профилактике эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий, чёрным метафорическим картам в чёрном ящике, метафорическим картам «Я родом из детства», образу «Мы».
О работе с семьёй рассказала семейный психолог-консультант, руководитель Южноуральского Представительства Международного Союза сказкотерапевтов, преподаватель Международного Института Комплексной сказкотерапии Ирина Александровна Брундукова.
— В работе с семейной парой мы имеем дело с таинственным ресурсом «Мы». Когда ресурса «Мы» достаточно, люди легко прощают друг друга. Когда его становится меньше, они начинают ссориться. А когда этот ресурс исчезает — люди испытывают боль и равнодушие друг к другу, — подчеркнула специалист.
Нина Константиновна Куляева, клинический аналитически ориентированный психолог, ведущая тренингов, специалист по семейному устройству, куратор московского проекта школ приемных родителей г. Москвы провела мастер-класс, который позволил соприкоснуться с воспоминаниями о раннем опыте построения отношений с людьми, играющими важную роль в нашей жизни, научиться решать задачи развития и овладеть техникой работы с метафорическими ассоциативными картами «Родом из детства». Эту технику можно применять в индивидуальной и групповой работе.
На одном из мастер-классов участники вылепили из цветного художественного теста фигурки и по специальной технологии обожгли их в печи. Оказывается, люди, обращающиеся за помощью к психологу, порой жалуются, что в песочнице нет подходящих фигурок для построения композиций, поэтому важна возможность сделать фигурки самостоятельно. А для психолога это — дополнительный рабочий материал.
Тему сказочных сюжетов и архетипов русской культуры практикующие специалисты развили на мастер-классах «Сказочная песочная терапия в работе с финансовыми запросами», «Путь героя», «Сыграем в сказку, и она счастливой былью станет». Мероприятия составили четвёртую часть программы фестиваля и вызвали живой интерес участников.
Сказко- и игротерапевт, преподаватель Института практической психологии «Иматон», кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Михайловна Грабенко отметила, что сказочные сюжеты во многом повторяют жизненные сценарии, поэтому психологу необходимо владеть этой темой. Опираясь на работы учёного, филолога, фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, специалист рассказала о структуре сказочного сюжета, пути сказочного героя, встречаемых им провокаторах и помощниках, борьбе и победе. Она объяснила, что в разные моменты жизни мы, подобно сказочным персонажам, пользуемся различными архетипами (шут, воин, купец, монарх, монах, мудрец, слуга, крестьянин).
— Сказка не была бы нам интересна, если бы была не про нас. На каком этапе сказочного сюжета находится наш подопечный? О каких ловушках не ведает и каким архетипом пользуется? История любого человека имеет переклички со сказочным сюжетом, — добавила Татьяна Михайловна.
По словам Александра Сергеевича Огнёва, фестиваль доказал, что РосНОУ как федеральная инновационная образовательная площадка по песочной терапии стал признанным методическим центром, формирующим профессиональное сообщество и привлекающим всё больше экспертов. — В прошлом году аудитория состояла, в основном, из новичков в области песочной терапии. В этот раз к нам приехали опытные психологи, и их интерес свидетельствует о профессиональном доверии к инновационной площадке и высоком уровне проводимых исследований.