— Почему вы поступили в Российский новый университет?
— Специально вуз не выбирал и заранее никакие варианты не рассматривал. Я участвовал в Московском международном конкурсе «Одарённые дети России» и выиграл Гран-при. Представитель РосНОУ, входивший в состав жюри, предложил мне поступить без экзаменов в Российский новый университет. Так что когда все мои одноклассники мучились вопросом, какой вуз выбрать, я уехал отдыхать. Так заурядно сложилась история с поступлением.
Первое — «Мировая экономика», второе — «Юриспруденция» и третье — «Финансы и кредит», по этому направлению подготовки я магистр. Недавно как раз вспоминал, что каждые два года я выпускался из РосНОУ (улыбается).
— А что запомнилось из студенческой жизни?
— Яркие воспоминания связаны с преподавателями Института экономики, управления и финансов, исполнительным директором Галиной Михайловной Епихиной и научным руководителем института Татьяной Михайловной Регент.
Честно говоря, так сразу вспомнить хорошее-плохое сложно — всё-таки с моего первого выпуска прошло 11 лет. Помню только, как я, глядя на друзей, переживал, что мне не хватает активной студенческой жизни, внеучебная жизнь немного в стороне, потому что я не живу в общежитии, мне казалось, что настоящая жизнь там.
— А участвовали ли вы в театральной студии РосНОУ, в КВН?
— Я увлекался КВН первое время, но не выступал. В театральной студии не участвовал, правда, вёл различные студенческие мероприятия. Единственный значимый творческий конкурс, в котором я принимал участие, — «Мисс и Мистер РосНОУ». Я «Мистер РосНОУ 2009». После победы в конкурсе у меня появилась «подшефная» группа. Это были ребята, которые на три года младше меня. Я чувствовал за них ответственность в плане учебной и внеучебной работы, играл роль такой «жилетки», в которую можно поплакаться: вот этот преподаватель плохо принимает зачёт! Я настолько тесно общался с этими студентами, был в курсе событий их жизни, что преподаватели даже иногда подходили ко мне и спрашивали: а где такой-то?
— Не могу не отметить ваш поставленный голос, повлияла работа в театре? Или занимались вокалом, постановкой голоса?
— Нет, абсолютно ничем не занимался. За голос спасибо моим родителям. Что касается участия в творческих конкурсах, они помогли стать более раскрепощённым, что обязательно для сотрудника театра. Работая в артистической среде, нельзя быть зажатым, скованным, не общаться с людьми. Это первое, чему учат студентов театральных вузов.
— Вернёмся к вашей трудовой биографии. Чем вы занялись после окончания вуза? Кстати, во время учёбы работали?
— Я постоянно работал — ещё с 10 класса. В университете работал в параллель с учёбой. Заканчивая получение первого высшего образования, работал методистом в Центре налоговых консультантов РосНОУ. Дальше всё сложилось спонтанно. Мне позвонила подруга и спросила: не хочешь поработать вместо меня главным бухгалтером в Московском детском камерном театре кукол? Параллельно позвали в театр «Новый балет» первым заместителем руководителя. Совмещал две должности. В 2013 году Департамент культуры города Москвы предложил перейти в Театр имени Ермоловой на должность главного бухгалтера.
я был главным бухгалтером в разных театрах, у меня развилась профессиональная деформация.
— Понятно. А сами вы часто бываете в театре? Насколько театр вам близок?
— Театр мне, конечно, близок. Но на спектакли, по крайней мере, на премьеры я стараюсь не ходить, потому что, на мой взгляд, первые три-пять спектаклей инсценировка «обкатывается». После этого можно пойти посмотреть: никто не забудет текст (улыбается), не будет никаких накладок — и увидишь спектакль в том виде, в котором он задуман. Но это сугубо личное мнение.
Поскольку на протяжении десяти лет я был главным бухгалтером в разных театрах, у меня развилась профессиональная деформация. Очень часто ловлю себя на мысли, что смотрю не на саму постановку, а на то, сколько стоят декорации, костюмы, как всё технически сделано. Не воспринимаю спектакль как художественное действо.
— Что смотрели в последний раз?
— В мае этого года ходили с компанией в Театр наций на «Горбачёва». А перед «Горбачёвым» посмотрели «Бэтмен против Брежнева» в Театре на Малой Бронной. Могу сказать: коллеги — молодцы.
— Какие вопросы вам приходится решать как директору театра?
— Очень многие, прежде всего, хозяйственные. Если вы проходили по Тверской, то наверняка видели, что у нас сыплется фасад. Периодически прорывает трубы. Наше здание давно капитально не ремонтировалось. Локальные косметические ремонты мы проводим при помощи мэрии Москвы. В 2014 году город построил нам Новую сцену. Но есть ещё старая часть здания, которая нуждается в капитальном ремонте. Вообще наше здание — объект культурного наследия, точная дата закладки фундамента и постройки неизвестна, но, по официальной информации в БТИ, это 1890 год. Сейчас начинаем проектно-изыскательские работы, капитальный ремонт ожидаем в 2024-2025 году, всё зависит от финансовых возможностей города.
Привлекаем к работе не физических лиц, а индивидуальных предпринимателей или самозанятых.
— Как в условиях пандемии оптимизируете расходы?
— Сейчас для нас самая главная возможность оптимизации — снижение налоговой нагрузки. Она большая, потому что все зарплаты, а также выплаты приглашённым артистам облагаются и НДФЛ, и страховыми взносами. Наша постоянная труппа — порядка 90 человек. Есть довольно много приглашённых артистов. Порядок цифр исчисляется десятками миллионов ежегодно. Естественно, мы в рамках закона стараемся использовать возможности, которые предоставляет государство. Привлекаем к работе не физических лиц, а индивидуальных предпринимателей или самозанятых. Это и актёры, и постановочные группы, занятые в выпуске спектакля, от режиссёра до менеджера по производству видеоконтента.
— А среди индивидуальных предпринимателей много актёров?
— Довольно много.
— Экономия существенна?
— Порядка 27 %.
— Как разделены полномочия директора и художественного руководителя театра? Вы плотно взаимодействуете с Олегом Меньшиковым?
— С Олегом Евгеньевичем мы работаем в параллели. Он отвечает за художественную составляющую театра — создание спектаклей, определение их художественного уровня, составление репертуара. Это его направление деятельности. Я утверждаю репертуар, но в творческие вопросы не вмешиваюсь.
— А бывает, что спектакль по каким-то причинам «не пошёл»? В этом случае ваше мнение имеет вес?
— Определённо. Очень большой плюс взаимодействия с Олегом Евгеньевичем — мы с ним смотрим в одну сторону. Если я говорю, что за свет в спектакле мы платим больше, чем он приносит денег, игра ради игры бессмысленна, то Олег Евгеньевич прислушивается, и при всей любви к спектаклю мы вынуждены исключать его из репертуара. И наоборот. Если Олег Евгеньевич отстаивает спектакль с художественной точки зрения, то мы с ним взвешиваем все «за» и «против» и принимаем согласованное решение.
— Артисты обращаются к вам с просьбами напрямую?
— Кадровые, финансовые, хозяйственные вопросы — моя зона ответственности. Приказы издаются за моей подписью.
— А если артист решит, что ему стоит повысить зарплату?
— Зарплаты устанавливаются централизованно, поэтому такие вопросы не возникают. Оклад зависит от стажа, квалификационной группы, почётного звания и других показателей. Всё это мы в обязательном порядке согласуем с Департаментом культуры города Москвы. Скажу вам больше: артисты — специфическая группа людей. Некоторые из них, получая ежемесячно одну и ту же зарплату, звонят и спрашивают: мне тут деньги пришли, а это за что? Крайне редко встречаются артисты, которые до копейки отслеживают свои доходы.
— Скоро в Театре Ермоловой откроется театральный сезон. Что необходимо успеть сделать?
— У нас сейчас готовится спектакль «Леди Макбет Мценского уезда», в главной роли — Кристина Асмус. 20 августа наши сотрудники вышли из отпусков, приступили к репетициям.
Процесс выпуска спектакля отчасти заранее спланированный, а отчасти непредсказуемый. Режиссёр смотрит и говорит: а мне сюда надо ещё восемь таких же стульев — и начинается «веселье». Сейчас задача выпустить новый спектакль на высоком художественном уровне, чтобы зрители пришли и оценили. Мы стараемся всё успеть к открытию сезона.
Мы взяли курс на развитие маркетингового направления деятельности, хотим заполнить собой эфир, чтобы Театр имени Ермоловой больше был на слуху.
— У вас есть постоянный зритель?
— Он есть у каждого театра. По нашим подсчётам, у Театра имени Ермоловой это примерно тысяча с лишним человек. За год наш театр посещают сто тысяч человек. Постоянные зрители — особая категория людей. Они нас любят, следят за нашими постановками, всегда приходят на первые спектакли сезона, на все премьерные спектакли и на закрытие сезона.
— А как вообще зритель приходит в театр?
— Кому-то интересен определённый режиссёр, кто-то любит определённого артиста, кому-то интересна постановка. Критериев выбора достаточно много. Нельзя исключать и группу людей, которая решает вопрос, как провести вечер пятницы. Давайте куда-нибудь пойдём. Рестораны надоели, а вот в центре Москвы есть Театр имени Ермоловой, пройдёмся по Красной площади и зайдём к ним. Такой культпоход.
Сейчас кассы у нас не работают, мы продаём билеты только онлайн. Но люди периодически заходят прямо перед началом спектакля: здравствуйте, хотим к вам сегодня попасть. Мы направляем их на сайт покупать билеты, но большинство спектаклей у нас проходят с аншлагом, поэтому не всегда удаётся найти места.
— Сейчас в залах у вас особая рассадка?
— Шахматная.
— А ещё какие ограничительные меры?
— Масочный режим, антисептики.
Конечно, артисты продолжают играть, потому что они профессионалы.
— Что необходимо, чтобы в театре жило искусство?
— Это комплекс разных условий. Как бы банально ни звучало, должна быть хорошая атмосфера в коллективе. И коллективом я считаю не только артистов, но и постановочную часть, и художественное руководство, и дирекцию, и хозяйственные службы. В театре принято здороваться, независимо от того, знаешь ты человека или нет. Всегда идёшь и здороваешься, может быть, пять-шесть раз в день, как в детском лагере.
Когда в коллективе тёплая дружественная атмосфера, это 50 % успеха. Дальше — банально: всё упирается в деньги, потому что все, кто занимается искусством, хотят понимать, зачем они приходят на работу, думать об искусстве, а не о том, как прокормить семью.
Ну, и, естественно, зритель. Это тоже очень большая составляющая успеха. Зритель бывает разный. Когда артисты выходят на сцену и видят зрителя, который понимает, что они хотят донести, то играют с совершенно другой отдачей. Многие наши коллеги грешат тем, что нагоняют зрителя разными способами, начиная кадетскими корпусами и заканчивая ещё кем-то. Если в зале сидят люди, которые пришли из-под палки, им это не нужно, не интересно, и артисты это чувствуют. Когда видишь, что твоя работа не нужна, руки опускаются. Конечно, артисты продолжают играть, потому что они профессионалы, но осадок остаётся.
— Артисты в вашем театре будут играть спектакль при любом количестве зрителей?
— Играть на пустой зал трудно. Одно дело, когда идёт репетиция, и в зале только режиссёр, другое — когда спектакль, а людей в зале меньше, чем на сцене. Это не только психологически тяжело для исполнителей, но и абсолютно неоправданно финансово, поэтому нам проще отменить или заменить спектакль, извиниться и вернуть людям деньги. Хотя мы стараемся этого избегать.
— А как зрители реагируют на такую ситуацию?
— Если спектакли равносильны по тематике, уровню артистов, то, как правило, нормально. Многие расстраиваются, но всё равно остаются. Потому что поход в театр — это событие, к нему люди готовятся.
— Чем измеряется успех театра?
— Здесь, наверное, один показатель — восприятие зрителя. Если у нас идут спектакли с аншлагами, значит, мы успешны. Если мы вынуждены напрягаться, чтобы продать билеты, и зазываем в театр разными способами, обещаем «конфетку», то уже сложно назвать себя успешными, в такой ситуации мы, скорее, выживаем.
— На какую возрастную аудиторию рассчитан репертуар театра?
— У нас разные спектакли, которые нацелены на различные возрастные группы, и разный зритель. Есть спектакли чисто молодёжные, которые людям среднего возраста не интересны. В основном так у нас работает Новая сцена, условно говоря, экспериментальная площадка. Там пространство для молодых режиссёров, которые выражают современное видение классических постановок.
Есть чисто классические спектакли, есть классика в современном прочтении. Например, у нас идут спектакли «Ревизор» и «Демон» в версии без слов. Эти постановки очень любят школьники, и учителя их к этому подталкивают в качестве дополнительного мероприятия после прочтения произведения. Это чисто танцевальные спектакли, энергичное полуторачасовое представление.
— Сергей Валерьевич, в РосНОУ работает театральная студия. Есть ли возможность сотрудничества студии и Театра имени Ермоловой? Могли бы, например, артисты театра провести мастер-класс для наших студентов?
— Теоретически такая возможность существует. Мы открыты для общения и взаимодействия.
— В этом году Российскому новому университету исполняется 30 лет. Чего бы вы пожелали своей альма-матер?
— Развития и процветания. Все эти годы РосНОУ целенаправленно развивался, и я желаю сотрудникам университета ценить работу и приходить на неё с радостью, понимать, почему они здесь, и не разочаровываться!
А руководителям Института экономики, управления и финансов Галине Михайловне Епихиной и Татьяне Михайловне Регент желаю безграничного терпения и понимания!