О
П
Д
Т
М
К

«Хотелось попробовать всё и сразу!»

18 марта 2025
Автор: Юрченко Алёна Александровна
EN
В РосНОУ прошла лекция о кулинарии коренных народов Северной Америки.

17 марта для студентов Гуманитарного института Российского нового университета (ГИ РосНОУ) состоялась лекция о национальной кухне индейских народов, населяющих субарктический регион Канады и США. Лекцию провела независимый исследователь-индеанист Людмила Михайловна Полонская. Мероприятие организовала доцент кафедры философии РосНОУ, преподаватель истории Светлана Евгеньевна Воробьёва.

Как в начале лекции отметила Людмила Михайловна, её интерес к изучению индейцев связан с их генетическим родством с народами, населяющими современную территорию России: они происходят из Алтайского края. Об этом, а также о языке и культуре индейцев Субарктики Людмила Михайловна рассказывала студентам РосНОУ на предыдущей лекции в ноябре.

Кулинарные предпочтения наших «двоюродных братьев и сестер» в доколумбовую эпоху были во многом обусловлены не столько племенной принадлежностью, сколько регионом их проживания. Это подтверждают исследователи Дикого Запада Льюис и Кларк, организаторы экспедиции 1803 года на запад континента, через прерии до Скалистых гор.

Основным источником пищи в прериях служило мясо бизонов, а также антилоп, уток, куропаток, бобров, в лесах — лосей и оленей. Рыбалка считалась делом, недостойным настоящего воина: непуганую рыбу, которой буквально кишели озера, можно было поймать фактически голыми руками. Загонная охота на бизонов была более сложным и опасным делом. Громкими звуками бубнов и шумом охотники вынуждали зверей метаться в панике и забегать на высокие обрывы, откуда животные падали и разбивались насмерть. Туши навьючивались на собак (позднее — на лошадей) и доставлялись в селения, где женщины готовили пеммикан — мясной пищевой концентрат с ягодами (малиной, голубикой, черёмухой, иргой).

«В Канаде небо красивее земли»
Студенты-лингвисты РосНОУ посетили лекцию о культуре и языке индейцев Субарктики.

Ирга, растущая в Канаде — национальная гордость, её там порядка 14 видов. Плоды крупные, не в пример нашим сибирским. Эта ягода в таком большом почёте, что в честь неё был назван город Саскатун, районный центр канадской провинции Саскачеван. Его название на языке индейцев кри обозначает иргу.

Людмила Михайловна Полонская
независимый исследователь-индеанист

Туши бизонов служили индейцам прерий не только источником пропитания. Из их сухожилий изготовляли тетиву для стрел, нитки, из костей — детали оружия, инструменты, например, ножи. Из кожи, желчного пузыря и желудка — сосуды для переноски жидкостей: керамическая посуда считалась у кочевых племен излишеством. В этих сосудах могли хранить самые разные блюда, например, супы из мяса бизона, турнепса, корней стрелолиста, черемши. Индейцы готовили колбасу: набивали кишки убитых на охоте животных мясом и жиром, пекли на кострах, могли добавить в качестве консерванта сахар из кленового сиропа.

Племена ирокезов, которые, в отличие от жителей прерий, были земледельцами и выращивали разные сельскохозяйственные культуры, готовили блюдо «Три сестры» — смесь тыквы, кукурузы и фасоли. Отдельное место в национальной кухне племён Великих озёр отводилось дикому рису. Эту культуру индейцы собирали, стоя в каноэ: били стебли ножами и стряхивали зёрна в лодку, а затем собирали их со дна. Сбор дикого риса по сей день является сезонным промыслом индейцев, к нему привлекают даже детей: на этот период школьники освобождаются от занятий. Рис сдают в супермаркеты, делают из него муку, лепёшки, крупу, иногда добавляя туда молотый орех пекан.

В отличие от современников из прерий, индейцы, населявшие побережье океана, рыболовным промыслом не брезговали. Их диета основывалась на морепродуктах. Большое значение для прибрежных жителей имел кедр: из древесины изготавливали практически все предметы быта, орехи употребляли в пищу. Красную икру люди не ели, зато щедро кормили ею собак для быстрого роста шерсти: её впоследствии состригали, использовали как элемент повседневной одежды или продавали. Особым деликатесом среди прибрежных северных племен (хайда и тлинкиты) считалась икра сельди, смешанная с рыбьим жиром и ягодами морошки, а у более южных племен сегодняшней Калифорнии также желудёвая каша, которая и по сей день является предметом гордости ряда индейских ресторанов.

После прихода на индейские земли европейцев, многолетних кровопролитных сражений и выдворения коренного населения в резервации традиционные промыслы индейцев сошли «на нет». Земля застраивалась городами, в прериях высаживали ранее чуждые региону культуры, например, пшеницу. По талонам на еду индейцы могли получить дешёвые сыр, колбасу, бекон, крупы, жир, пшеничную муку, они начали делать fry bread — жареные лепёшки для бедняков. Разумеется, такой фастфуд негативно сказывался на здоровье и приводил многих к ожирению и ранним болезням.

Людмила Михайловна Полонская
независимый исследователь-индеанист

На рубеже 20 и 21 веков началось возрождение индейской культуры и традиций, прежде всего за счёт туризма. Путешественникам предлагалось не только прикоснуться к материальным ценностям — украшениям и одежде, посетить национальное жилище — вигвам или типи, но и ощутить вкус вольной индейской жизни через кулинарию. Интегрировать традиционные рецепты в стандарты современных ресторанов помогла наука этноботаника. Потомок Шамана Чёрного Лося по имени Люк Блэк Элк и его супруга Линда, внучка знахарки-травницы из племени лакота (сиу) долго и скрупулёзно вникали в тонкости этой науки, изучая свойства таких растений, как стрелолист, батат, гриб-лобстер, черемша, ваточник сирийский, а затем открыли собственную сеть ресторанов и начали обучение будущих поваров в Технологическом колледже объединённых племён в Северной Дакоте. Сын Линды и Люка также окончил этот колледж. Принципы семьи Блэк Элк — приготовление блюд из продуктов местной флоры и фауны, соблюдение так называемой палеодиеты.

Большой популярностью среди туристов и коренного населения пользуются бизонья ферма Дэна о’Брайена Wild Idea Buffalo Company, идеология ресторатора Шона Шермана, изложенная в книге «Индейская кухня от шефа племени лакота» c его лабораторией национальной кухни, где ведущие повара могут обмениваться лучшими рецептами, продукция шоколатье Тэмми Мэкки, известной по индейскому имени Взлетающий Сокол и десерты канадской пекарни «Кокум Баннок» («Бабушкин пирог»).

Палеодиета

Палеолитическая диета или диета каменного века, диета охотников-собирателей — подход к питанию, основанный на предположительном древнем питании людей во время палеолита. Современная палеолитическая диета состоит из еды, доступной в наши дни и включает в себя рыбу, мясо и птицу предпочтительно травяного откорма, овощи, фрукты, корневища и орехи. При этом она исключает зёрна, молочные продукты, бобовые, сахар и обработанные масла.

В настоящее время среди индейцев очень популярно садоводство. Они не только возрождают рецепты великих предков, но и восстанавливают земли прерий, засаживают их автохтонными культурами. Будем надеяться, что эти культурные ростки превратятся в скором времени в настоящее Дерево Возрождения.

Людмила Михайловна Полонская
независимый исследователь-индеанист

Очень повезло слушать лекцию Людмилы Михайловны снова. Когда спикер так увлечён своим делом, предметом исследования, это всегда заряжает и слушателей. Интересно было узнать и про традиционные блюда канадских индейцев, и про развитие этноботаники. А ещё очень понравилась история про индейцев-ирокезов, которые изобрели лакросс — игру с мячом. У них не было собственного каучука, но ради азартной спортивной игры можно преодолеть все преграды и наладить торговые связи с соседями. Спасибо за лекцию! Очень интересно!

Светлана Евгеньевна Воробьёва
доцент кафедры философии РосНОУ, преподаватель всеобщей истории

Лекция потрясающая! Я не думала, что кухня индейцев настолько необычная: мне так сильно захотелось попробовать всё и сразу. Преподаватели предупреждали: у нас потекут слюнки во время прослушивания, но чтобы настолько вкусно! Побольше бы таких лекций!

Алиса Горос
первокурсница ГИ РосНОУ направления подготовки «Лингвистика»

Невероятно интересная лекция. Наконец-то узнали про традиционную индейскую кухню. Захотелось самой попробовать! Спасибо лектору огромное за уделённое нам время. Было бы также интересно узнать про мифологию индейцев, надеюсь, Людмила Михайловна ещё не раз приедет в наш вуз.

Варвара Андрейченко
первокурсница ГИ РосНОУ направления подготовки «Перевод и переводоведение»
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить