О
П
Д
Т
М
К

Людмила Михальченкова: «Образовательный процесс в РосНОУ построен по канонам академического заведения»

11 августа 2021
EN
30 лет — полёт нормальный. К юбилею Российского нового университета
Каким частным вузам удалось встроиться в отечественное высшее образования, какие неминуемые изменения ждут университет и что значит быть советником проректора.
Рассказывает Людмила Михальченкова, советник проректора по учебной работе.

— Людмила Юрьевна, как складывалась ваша карьера до РосНОУ?

— По образованию я историк — учитель истории социально-политических дисциплин и методист по воспитательной работе. По окончании Смоленского государственного педагогического института в середине 1995 года я получила распределение (оно тогда ещё существовало в некоторых вузах) в Смоленский филиал Московского энергетического института (СФ МЭИ) на кафедру гуманитарных наук.

Начала работать секретарём кафедры, за три года «доросла» до старшего преподавателя. Затем была и учёным секретарём всего института, и заместителем председателя экзаменационной комиссии. В принципе, всегда была очень активной, поэтому и действовала в разных ипостасях. Надо отметить, что работала я в СФ МЭИ с большим удовольствием, но в 2003 году супруг получил работу в Москве, а я всё никак не могла расстаться с коллективом и студентами, в итоге год жила на два города. Однако в сентябре 2004-го всё-таки уволилась и переехала в Москву.

Михальченкова_1

— Как вы узнали о РосНОУ?

— Волею случая. Мой переезд в Москву пришёлся на середину сентября, то есть после начала учебного года. Штат государственных вузов был уже укомплектован, однако работу надо было искать. И я попробовала поработать в негосударственных вузах.

— Не страшно было идти в частный сектор?

— С одной стороны, негосударственный сектор высшего образования был новым явлением в жизни общества. Так что мой шаг был несколько авантюрным поступком по тем временам. Но, с другой стороны, мне было интересно посмотреть, что собой представляют частные вузы, хотелось попробовать и проявить себя и в такой организации.

— Что в итоге получилось?

— В итоге я пришла в Международный институт отраслевого образования, который имел совместную программу двойных дипломов с Российским новым университетом. Институт арендовал помещение именно здесь, в главном корпусе РосНОУ на улице Радио, 22, и взаимодействовал с факультетом отраслевого менеджмента университета.

Так в 2006 году я «по совместительству» оказалась в РосНОУ, пока ещё не в статусе штатного сотрудника.

— А когда стали сотрудником?

— В то время начальником учебно-методического управления университета был Борис Ильич Анциз. Об этом человеке можно рассказывать часами. Он сочетал в себе мудрость, профессионализм, требовательность, строгость, справедливость и порядочность. Каждое утро перед началом занятий он встречал преподавателей и студентов на лестнице 1 этажа и грозным  взглядом провожал опаздывающих. Борис Ильич заложил основу системы организации образовательного процесса, которая существует в университете до сих пор. Его любили и очень боялись. А я в первый же день своей работы умудрилась с ним поспорить. С этого и началось наше знакомство. В 2008 году, перед началом учебного года, Борис Ильич предложил мне перейти в учебно-методическое управление РосНОУ. Я перешла и стала его заместителем. Вот тогда и начался мой путь в университете.

В 2012 году, когда Борису Ильичу исполнилось 80 лет, он перешёл на должность советника ректора, а я возглавила учебно-методическое управление. В 2019 году, в связи с рядом обстоятельств, я стала советником проректора по учебной работе, передав управление в надежные руки Ларисы Александровны Моховой.

Университет отличается особым внутренним микроклиматом,

который способствует развитию и студентов, и сотрудников, при наличии у них желания развиваться.

— За что отвечает советник проректора по учебной работе?

— Прежде всего, за грамотные и хорошо продуманные советы по организации учебной и методической работы (смеётся). А если серьёзно, то эта работа позволяет участвовать в разработке стратегии развития университета, в решении оперативных задач, связанных с повышением конкурентоспособности вуза в образовательном пространстве РФ и за рубежом. В зону моей ответственности также входит разработка локальных актов университета, внедрение новых информационных систем и методик работы, совершенствующих образовательный процесс, составление аналитических справок и презентаций, организация и проведение внеплановых мероприятий и так далее. Помимо этого, я принимаю участие в формировании всех рабочих учебных планов университета, так как это основа всего учебного процесса. Если нет хорошо проработанного учебного плана, то, как ни старайся, грамотно учебный процесс всё равно не построишь.

— Удаётся совмещать все эти задачи с преподаванием?

— К сожалению, пока не получается.

— Что больше всего нравится в вашей работе, а что нет?

— Мне всегда нравилось делать мир лучше! (Смеётся.) Когда понимаешь, что изменения, которые происходят в системе образования, ведут к улучшению работы университета, то работать очень интересно. Появляется возможность творчески себя проявить: придумать, как всё сделать с меньшими потерями для вуза и с большей отдачей. Не люблю рутину и однообразие. Покой нам только снится…

 — Вы работали в нескольких вузах. Работа в РосНОУ чем-то отличается?

— Организация учебного процесса в РосНОУ мало чем отличается от государственного вуза, а «внутренняя кухня» госвуза мне близка и понятна. Многие частные вузы в погоне за прибылью и модными инновациями перестали серьезно заниматься образовательной деятельностью. На мой взгляд, РосНОУ удалось этого избежать. А еще университет отличается особым внутренним микроклиматом, который способствует развитию и студентов, и сотрудников, при наличии у них желания развиваться.

РосНОУ построен по канонам академического заведения,

это очень подкупало тогда и подкупает сейчас.

— Отношение к частным вузам за эти годы изменилось?

— Да, изменилось.

В начале 90-х в стране открывалось большое количество частных вузов и их филиалов. К сожалению, многие из них ставили своей целью не обучение студентов, а получение прибыли. Качество обучения в таких вузах оставляло желать лучшего, научная и воспитательная деятельность не осуществлялась, нарушались лицензионные нормы, не соблюдалось трудовое законодательство. Наличие подобных учебных заведений привело к проверкам и массовому закрытию вузов. Каждый из нас знает много историй о том, как частный вуз закрывали в середине учебного года и сколько проблем испытывали и студенты, и их родители, стараясь перевести ребёнка в другое учебное заведение. Всё это существенно подорвало репутацию негосударственного сектора образования. 

Но  негосударственные  вузы, которые серьёзно занимались образовательной деятельностью, которые существовали и развивались в соответствии с современными требованиями государства и общества, несмотря на сложности, смогли встроиться в российскую систему высшего образования, более того, заняли там свою нишу.

Общество стало

с большим доверием относиться к негосударственному сектору, постепенно признавая его право на существование.

Конечно, негосударственным вузам по целому ряду причин (в первую очередь связанных с ограниченностью ресурсов) сложно конкурировать с университетами федерального значения, но некоторым негосударственным вузам, в том числе и РосНОУ, удаётся соответствовать госсектору и входить в число 100–150 лучших вузов России.

Осталось закрепить этот успех в сознании общества.

Сегодня Российский новый университет, по большому счёту, отличается от государственного вуза только формой учредительства и аббревиатурой АНО ВО (автономная некоммерческая организация высшего образования).

— Какие изменения ждут университет в ближайшее время?

—  Жизнь университета не может протекать обособленно от жизни страны и жизни того региона, в котором он располагается. Изменения, происходящие в Москве и в России в целом, коснутся и нашего университета.  

Неминуемо грядет цифровизация университета. Будут происходить структурные преобразования, направленные на оптимизацию и развитие, обновление кадров.

Изменится подход к формированию образовательных программ,

которые, с одной стороны, будут направлены на подготовку узких специалистов в естественнонаучных и технических направлениях, а с другой — на объёмное междисциплинарное обучение по гуманитарным направлениям.

Естественно, будут открываться новые направления, развиваться материально-техническая база. Будут укрепляться связи университета с производством. Развитие дистанционных образовательных технологий позволит университету успешнее сотрудничать с вузами России и мира. В общем, мы живем в период больших потребностей и больших возможностей. И это очень интересно.  

Сейчас смещаются ориентиры в системе образования: если раньше больше внимания уделялось процессу, то теперь начинает интересовать и результат, и мне эта тенденция очень нравится. Я уверена, что такой вектор развития приведёт нас к тому, что мы начнём иначе строить работу со студентами и в целом учебный процесс. Работать по-старому уже нельзя.

— Ваши пожелания РосНОУ в год его 30-летия?

Всегда быть современным.  С исторический точки зрения 30 лет — это небольшой отрезок пути. РосНОУ прошёл его достойно. Желаю, чтобы и дальше вуз был настроен на серьёзную работу и добивался хороших результатов. Успехов, процветания, творчества, интересных проектов, значимых событий!

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений