О
П
Д
Т
М
К

Андрей Крюковский: «Техническая составляющая — неизбежный атрибут образования культурного человека»

20 апреля 2021
Автор: Шигапова Мария Андреевна, пресс-секретарь
EN
30 лет — полёт нормальный. К юбилею Российского нового университета
Двадцатого апреля 2021 года доктору физико-математических наук, профессору, лауреату Государственной премии СССР, научному руководителю Института информационных систем и инженерно-компьютерных технологий Российского нового университета (РосНОУ) Андрею Сергеевичу Крюковскому исполняется 65 лет.
Накануне юбилея — личного и университетского (РосНОУ — 30!) — Андрей Сергеевич рассказал о зарождении в вузе IT-направления, поделился своими размышлениями о подготовке кадров, об особенностях образовательного процесса, об изменении отношения общества к профессии инженера и о том, почему со студентами РосНОУ приятно работать, а также заглянул в будущее технических и гуманитарных профессий.
Крюковский_3

— Какие задачи стояли перед вами, когда вы пришли в РосНОУ?

— В то время в РосНОУ обучались только будущие юристы и экономисты. Меня пригласили преподавать концепции современного естествознания, математику. Информационные технологии были перспективным направлением. Я организовал кафедру информационных технологий и естественнонаучных дисциплин. Кафедра развивалась, со временем образовался кадровый потенциал, появилась возможность создать самостоятельный факультет и растить специалистов в области IT-технологий. Ректор РосНОУ поддержал эту идею со словами: «Давно пора!».  

— Сколько лет вы преподаёте в РосНОУ?

— 25 лет. Начинал преподавать я ещё в МФТИ, поэтому общий стаж моей преподавательской деятельности

— 30 лет.

— Вам приятно работать со студентами?

— На Физтехе принципиально другой контингент студентов. Студенты Физтеха — люди с характером. Студенты РосНОУ мне нравятся больше. С ними приятно иметь дело. Эти люди реально оценивают свои способности, не считают себя гениями. Это не значит, что они ничего не достигнут, не станут президентами и министрами. Они просто изначально не ставят себе таких задач, берутся за любую работу, которую жизнь предложит.

Студенты в РосНОУ самые разные. Чем только они не занимаются! Были у меня студентки, которые торговали цветами. Одна девушка работала крупье в казино. Другая профессионально играла на флейте. Встречались и профессиональные спортсмены. Доводилось учить и старших офицеров, то есть людей, уже достигших высокого уровня по профилю своей деятельности.

— Вы обучаете инженеров, специалистов в области компьютерных технологий. Как изменилось отношение общества к профессии инженера?

К концу 80-х годов отношение общества к профессии инженера стало в значительной степени негативным, труд инженера перестал цениться. Мне кажется, что теперь об этой профессии просто забыли. Другое дело — менеджер.

История_Росноу_1
Крюковский_5
Крюковский_2

Сегодня в обществе отношение к профессии инженера не негативное и не позитивное. Говорится о возрождении интереса к профессии, но давайте рассуждать объективно: хороший программист получает зарплату 250 тысяч рублей, но где вы найдёте вакансию инженера с такой зарплатой? А он её достоин.

Оканчивает человек инженерный вуз, получает техническую специальность электронщика, электрика, химика, инженера-технолога, инженера-механика, но работает в итоге программистом. Выпускники приходят в компании, на предприятия, где есть реальное производство, и становятся первоклассными программистами, аналитиками, системными администраторами. Они ставят перед собой такую задачу, а в настоящее время она стимулируется деньгами, и достигают успеха.

Компетенции не имеют никакого отношения к образованию.

Им нельзя обучить, их человек приобретает самостоятельно, если, конечно, это не вуз музыкального, творческого или военного характера. В таких вузах можно приобрести компетенции. Человек компетентен — он может сыграть на рояле, бросить гранату, собрать автомат. Сегодня вузы выпускают в основном «полуфабрикаты». Студента обучают знаниям, которые необходимы, но недостаточны для решения конкретной задачи. Это умение приобретается в процессе самого решения.

— Для того чтобы разбираться в точных науках, нужно обладать специальным мышлением?

— Нужны трудолюбие, настойчивость и немного таланта. Существует мнение, что гуманитариям не свойственно любить точные науки. Это неверно. Просто часто гуманитариями называют себя ленивые люди, которые не хотят изучать точные науки. Настоящие гуманитарии воспринимают объект целостно, а человек с естественнонаучным складом ума анализирует объект, разделяя его на части. Надо отметить, что те студенты, которые действительно обладали гуманитарным мышлением (а их было немного в моей практике), прекрасно справлялись с изучением естественнонаучных дисциплин.

— А какие специалисты будут более востребованы в будущем, с техническим или гуманитарным складом ума?

— С техническим, материальные потребности никто никогда не отменит. Но оба направления будут конкурировать друг с другом. Конечно, все люди разные. Каждый человек живёт не только материальной составляющей, у него есть определённые гуманитарные ценности. Невозможно представить технического человека, который никогда бы ничего не читал, не ходил бы в театры, музеи.

Думаю, что человек не может быть полноценной образованной личностью, если он не представляет основ мироздания и подвержен предрассудкам, не знает элементарных законов физики. Научная, техническая составляющая — неизбежный атрибут образования любого культурного человека. 

Меня удивляют люди, получающие второе, третье высшее образование.

Если есть сила воли и целеустремлённость, можно самостоятельно получить любые знания, тем более сейчас. Это раньше приходились добывать сведения, доставать книжки, а сейчас есть интернет, где можно получить любую информацию. Просто надо поставить перед собой задачу.

— Почему абитуриенты выбирают частный вуз, как думаете? У многих в обществе предубеждение против частного образования.

В государственных вузах свои проблемы, и часто неприятные. В целом, там более формально относятся к студентам. У РосНОУ уже существует хорошая репутация.

— Какие аргументы вы могли бы привести в пользу того, чтобы начинающие инженеры выбирали институт компьютерных технологий РосНОУ вместо МГУ имени М. В. Ломоносова, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МФТИ?

— РосНОУ основали выпускники Физтеха — приверженцы физтеховской системы преподавания. Изначально в МФТИ, который готовил кадры для атомной и космической промышленности, отбирали наиболее способных и трудолюбивых, неординарных людей. Их заставляли учиться по 48-50 часов в неделю, необходимо было выполнять самостоятельно много заданий по каждому предмету, в каждом решать по 100 задач, например, на интегрирование и дифференцирование. Решишь — и на всю жизнь запомнишь, как это делать. Умение решать задачи доводилось до автоматизма, как в дрессировке: делай раз, делай два, делай три.

Мне трудно судить о современном состоянии образования в МГУ, МФТИ. Но, думаю, главным аргументом для нашего контингента студентов является доступность образования в РосНОУ.

— Ваши пожелания РосНОУ по случаю 30-летия.

— Удачи! А ректору Владимиру Алексеевичу — здоровья, оптимизма и неиссякаемой энергии.

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить