Открыл конференцию доктор технических наук, профессор, ректор РосНОУ Владимир Зернов. Он начал с конкретных предложений: если готовить специалистов в течение 5 лет, то мы безнадёжно отстанем — надо сокращать сроки подготовки. — Когда СССР столкнулся с проблемой нехватки кадров в области микроэлектроники, на Физтех приехал министр обороны Дмитрий Фёдорович Устинов. Он сказал, что понимает сложность поставленной задачи, но объяснил, что время не ждёт: срок подготовки — год. На следующий год был создан факультет, куда принимали со всей страны, отбор был жёстким. Сегодня выпускники факультета — руководители многих крупных технологичных компаний, — рассказал ректор.
Секретарь секции вычислительных, локационных, телекоммуникационных систем и элементной базы РАН, доктор физико-математических наук, профессор, академик Александр Сигов ответил на вопрос о нехватке специалистов — 150 тысяч человек — и предложил несколько шагов для решения проблемы. — Важны правильное сочетание теории и практики, высокотехнологичная учебная инфраструктура, отбор кадров со школьной скамьи, способность педагогов читать дисциплины на современном уровне, взаимодействие с РАН и отраслевыми институтами, работающими в этом направлении. Мы должны думать о работе на перспективу, тогда наш выпускник будет готов к решению задач уже на новых языках программирования, — отметил он.
На конференции говорилось о том, что программисты востребованы прежде всего в сфере национальной безопасности, но удержать их в ней, как и во многих госпроектах, не всегда удаётся: кадры «утекают» в «Яндекс», «Лабораторию Касперского» и другие IT-компании, предлагающие более привлекательные условия работы.
Заместитель директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук МГУ Александр Гребенюк рассказал о проблемных точках образования в области информационных технологий: — У нас существует компетентностный разрыв: скорость обновлений в сфере IT-технологий выше скорости обновления рабочих программ, подготовки преподавателей. Наблюдается рассинхронность образовательных программ на различных уровнях: например, на специальность «Цифровой маркетинг» в СПО готовят дольше, чем в магистратуре. Есть и технологический разрыв: материально-техническая база вузов различна.
В качестве мер решения проблемы подготовки кадров Александр Гребенюк предложил провести комплексное социологическое исследование, которое позволит оценить состояние российского IT образования, и ввести прикладной бакалавриат по IT специальности.
О том, как соединить теорию и практику, интересы выпускника и работодателя, рассказал на примере компании «БизнесАвтоматика» её директор по военно-техническому сотрудничеству Алексей Боос. Он подчеркнул, что у компании на постоянной основе — несколько стажёров, но найти первоклассных специалистов — задача не из лёгких: их ищут в закрытых сообществах, по принципу «сарафанного радио». На собеседовании соискатель решает практические задачи, чтобы подтвердить соответствие квалификационным требованиям.
Президент «Обрсоюза» Евгений Нежданов рассказал о вложении государственных средств в кадровую политику по направлению цифровой трансформации. Кадры готовятся в рамках 38 госпрограмм, 14 нацпроектов, 42 стратегических инициатив. В рамках «Цифровой экономики РФ» созданы курсы по искусственному интеллекту, на которых обучаются 2375 человек, а также курсы для школьников «Код будущего» — за 4 месяца на них подали заявки 4,5 тысячи человек. — В «Коде будущего» — 20 провайдеров. В частности, школьникам интересно программирование видеоигр. Любой юный программист, решивший пройти такое обучение с Российским новым университетом, может показать друзьям и знакомым собственную игру или приложение с экрана телефона и с гордостью заявить, что он их автор.
Генеральный директор компании «Лабмедиа» Валерий Леонтьев рассказал об электронном обучении и повышении вовлечённости студентов в образовательный процесс благодаря геймификации. Особо эффективными он назвал квесты, ведь приключенческий, авантюристический дух жив в каждом из нас.
При этом, Валерий Леонтьев отметил проблему электронных курсов: из-за их изобилия до хорошего контента сложно добраться; 60% не проходят курсы до конца; всего 67% слушателей в мире являются вовлечёнными (по данным Gallup).
Директор по работе с партнёрами компании «Базис» Дмитрий Дворцов рассказал о её роли в облегчении работы госуслуг и других нагруженных систем.
Конференция продолжилась в формате дискуссии. Участники пытались определить эталонную модель взаимодействия вуза и работодателя, студента и компании, а также критерии оценки выпускника вуза. В частности, главной компетенцией выпускника Дмитрий Дворцов назвал способность решать сложные проектные задачи, а генеральный директор «А-Системс» Алексей Марущенко — логическое мышление, которое развивается лишь благодаря фундаментальному математическому образованию.
Собравшиеся обсудили и нежелание программистов, обычно работающих в нескольких местах, защищать диссертации: они не имеют возможности для этого, поэтому защите диссертации нужна альтернатива.
В конце обсуждения проректор РосНОУ, модератор конференции Тимур Сливин поблагодарил участников за конструктивные предложения и продуктивную работу.