Ректор РосНОУ Владимир Зернов выступил на Всероссийской научно-практической конференции «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе». В своём выступлении он рассказал, что должно лечь в основу оценки конкурентоспособности вузов и принципов распределения ресурсов.
В конференции приняли участие представители научного сообщества, руководители федеральных органов исполнительной власти и высших учебных заведений.
Президент РАО, академик РАО Ольга Васильева отметила, что отечественная система образования переживает непростой переходный период в связи с исключением из Болонской системы, и обозначила тенденцию к увеличению доли специалитета в вузах — сегодня подготовка ведётся по 100 инженерным, медицинским и творческим специальностям.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко рассказал о работе министерства над повышением качества образования. В частности, речь шла об усилении связи вуза и работодателя, актуализации перечня специальностей с учетом национальных приоритетов и обеспечения научно-технического прогресса страны.
Ключевыми вопросами дискуссии стали развитие системы высшего образования в России и условия его конкурентоспособности.
— Если мы хотим добиться экономического развития, то должны уделять внимание прежде всего созданию реальных технологий, а не наукометрическим показателям, — сказал Владимир Зернов. — Наши выпускники — лучшие, мы побеждаем на всех международных школьных и студенческих олимпиадах, но при этом проигрываем в инновационном развитии. Проблема тесно связана с эффективностью использования выделяемых ресурсов. Почему СССР был первым в космическом и других проектах? Потому что эти ресурсы грамотно концентрировались и направлялись в нужное русло.
Владимир Зернов затронул тему рейтингования в развитии высшей школы. По его словам, включение вуза в рейтинг — ещё не гарантия создания реальных технологий. Ректор привёл пример с экзаменом по теорминимуму по физике, который (по опыту личного общения с выпускником МИФИ, возглавлявшим около 30 лет кафедру теоретической физики Университета Тохоку) ни один выпускник этого вуза не в состоянии был сдать, при том что вуз входил в топовую часть мировых рейтингов. А для выпускников МИФИ, МФТИ, физфака МГУ сдача сложного экзамена — это обычное дело!
Тем не менее, сказал Зернов, рейтинг — интегральная характеристика вуза, и она должна лечь в основу распределения ресурсов, в том числе, контрольных цифр приёма. На сегодня единственный рейтинг, прошедший международный аудит и признанный в мире, — «Три миссии университета». В качестве приоритетной задачи Владимир Зернов назвал совершенствование «Трёх миссий» и создание рейтинга университетов постсоветского пространства: — Рейтинг будет работать на образование, получаемое в вузах постсоветского пространства, привлекать студентов из Ирана, Турции, Индии и других стран.
Тему рейтингования продолжил Дмитрий Гришанков, генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов, который напомнил, что с 2012 года Ассоциация развивает семейство рейтингов, включая международный, предметный и специальные. — В ближайшее время выйдет рейтинг влиятельности вузов, — заявил Дмитрий Гришанков.