О
П
Д
Т
М
К

356 студентов РосНОУ приняли участие в ассоциативном эксперименте «Русский мир»

21 ноября 2023
Автор: Шигапова Мария Андреевна, пресс-секретарь
EN
Профессору кафедры Русского языка и издательского дела РосНОУ, доктору филологических наук Татьяне Александровне Голиковой выпала честь открыть пленарное заседание Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования».

Конференция состоялась на базе Государственного социально-гуманитарного университета в Коломне.

Тема приветственного доклада профессора «Русский мир как базовая ценность образовательного пространства» сегодня особенно актуальна. И потому, что Русский мир выступает объединяющим началом для современной России. И потому, что это понятие остается дискуссионным на протяжении нескольких столетий. А еще потому, что профессор озвучила результаты годового психолингвистического эксперимента!

В течение 2023 года 356 студентов РосНОУ разных курсов и направлений подготовки участвовали в исследовании, задача которого заключалась в выявлении ценности понятия «Русский мир» для каждого. По результатам мониторинга были построены содержательная и оценочная модели Русского мира.

В семантическое ядро понятия традиционно входят такие компоненты, как: православие, русская идентичность, русская культура, русский язык. Но единый критерий для определения важнейшего философского, социально-культурного понятия не выработан.

Реальное существование Русского мира предполагает целостное представление о смыслах и ценностях его бытия, которые проецируются не только на прошлое, но и на будущее. Без таких смыслов и ценностей никакие локальные достижения не смогут надолго сплотить представителей даже одного народа и образовать социокультурную общность.

Голикова Татьяна Александровна
профессор РосНОУ

Как считает Татьяна Александровна, в основу понимания феномена «Русский мир» в образовательном контексте на всех уровнях обучения должно быть положено понятие «базовая ценность»: — Если развивающаяся личность оценивает Русский мир как базовую ценность для себя и своего окружения, тогда вовлеченными, эмоционально связанными, ценностно ориентированными оказываются все компоненты огромного мира, которые опосредованы нашей языковой картиной.

Выводы исследования: Русский мир — это Россия, русское зарубежье, все те, кто ментально осознает свою вовлеченность в эту среду и в это понятие. В первой части исследования студенты дали ассоциативное содержание понятия, во второй — выразили эмоционально-оценочное отношение к нему, назвали его положительные и отрицательные характеристики.

— Русский мир — это самоощущение. Люди, которые чувствуют себя к нему принадлежащими, и составляют Русский мир, — заключила Татьяна Александровна.

Аудитория заинтересовалась проектом. Лингвисты-исследователи ГСГУ (Коломна), ГАГУ (Горно-Алтайск), ТувГУ (Тыва), СОГУ (Владикавказ, Осетия) решили провести мониторинг по Русскому миру в своих вузах.

Ассоциативно-смысловая модель Русского мира
Ассоциативно-смысловая модель Русского мира
Оценочная модель Русского мира
Оценочная модель Русского мира
Вы смотрите
356 студентов РосНОУ приняли участие в ассоциативном эксперименте «Русский мир»
21 ноября 2023
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить